Хэйан Шодан с точки зрения журавля. Тактический разбор.

Сегодня многие говорят о том, что традиционные боевые искусства устарели, а их методы потеряли связь с реальностью.  Особенно часто мишенью для таких нападок становятся ката или таолу – формальные комплексы, являющиеся основой восточных методик.
Их упрекают в непрактичности, в том, что их методы не соответствуют реалиям современного боя, что современный спортсмен, пользуясь такими неотразимыми приемами, как «челнок» и «двоечка», будет расстреливать таких бойцов, словно в тире. И за этим как правило следует «логичный» вывод – технику пора, наконец, привести в соответствие с новыми реалиями, а ката…
Ката лучше вообще упразднить. За ненадобностью.

Причем утверждают это зачастую те люди, которые сами имеют черные пояса по каратэ или дуани по кунг-фу – и вроде бы должны отстаивать преимущества своих систем.
Наверняка они бы так и делали – если бы они эти преимущества знали. Проблема таких людей только в том, что большинство современных спортсменов попросту не знают возможностей этих ката и предназначения их элементов. Несколько десятилетий, в течение которых ката использовали только для сдачи экзаменов,  а оценивали «за артистизм и экспрессию», принесли свои плоды.

Причем среди таких людей есть действительно опытные бойцы – однако дерутся они по усредненной методике, более похожей на кикбоксинг, чем на каратэ.
Они сетуют на то, что с помощью ката драться невозможно – но при этом всячески противодействуют любым попыткам расшифровывать их боевой смысл. Услышав о том что ты изучаешь ката, начинают рассказывать о том, «что там даже нет нормальной защиты головы» – но попробуйте только заикнуться о том, что у вас-то она есть, как сразу же услышите что «ага, значит ты работаешь не по ката

Они сокрушаются о том, что многие движения ката сегодня искажены – но попробуйте только заикнуться о то, что тогда можно было бы попробовать их восстановить,  как сразу же узнаете, как вы неправы, и насколько ничегошеньки не понимаете в боевых искусствах – даже если занимаетесь ими не один десяток лет.

Как можно жить с такими противоречиями в голове – сие мне неведомо. Впрочем, я так и не живу.
Я отношусь к боевому искусству весьма просто: раз оно боевое, значит, оно создавалось для боя – или обучения бою.
А значит, эти приемы просто обязаны быть эффективными – надо только понять, при каких условиях именно такие варианты действий будут наиболее выгодными, и какие преимущества они дают в обучении и в бою.

Раз основой традиционного обучения все-таки стали ката, после сотен лет перебора самых разных методов и подходов, – значит, этот метод не мог быть неэффективным. Значит, надо исследовать ката и драться с помощью методов, изложенных в ката – это и будет та самая традиция, которая в них заложена.

Как известно, все ката каратэ во многом являются наследством стиля журавля, на основе которого оно когда-то было создано. Большинство методов этого старинного стиля гораздо ближе к борьбе, чем к тому, как сегодня выглядит каратэ – поэтому и неудивительно, что этих ката не понимают спортсмены, для которых образцом правильного боя являются бокс или кикбоксинг.
Ката изначально создавались, как учебник, записанный движениями тела. Но попробуйте по учебнику дзюдо научиться боксу – и я с большим интересом посмотрю на эффективность того, что у вас получится…

Именно поэтому я решил заняться изучением стиля Кличущего журавля (именно Кличущего, а не Кричащего, как ошибочно его называют многие), сегодня практически забытого.

И вот, при взгляде на привычные комплексы каратэ с точки зрения этого стиля начинают проявляться некоторые нюансы, которые делают весьма эффективной в бою даже незамысловатую технику первых Хэйанов, превращая их в весьма конкретные и практичные пособия по весьма эффективным методам драки.

Оказывается, «драться как в ката» может быть весьма выгодно и очень эффективно. Причем в самом строении ката открываются многие тактические и методические нюансы, которые прежде не были заметны.
Сегодня я предлагаю вам разбор «с точки зрения журавля» ката Хэйан Шодан – первого комплекса каратэ Шотокан. Ката это простая, для самых начинающих – однако уже в ней есть множество весьма интересных вещей, видя которые, начинаешь понимать, чему и как хотели обучать своих последователей создатели стиля.

Я в этом видео не претендую на “самое лучшее исполнение Хэйан” – я все таки не каратист, да и исполнение некоторых движений ката, с моей точки зрения должно быть “неканоническим”. В этом видео главным является не то, насколько исполняемый элемент соответствует “гимнастическому канону”. а где, когда и как его выгоднее применять, чтобы добиться от него максимального эффекта.

Хэйан шодан – ката несложная, однако фильм по ее разбору получился около часа длиной.
Так что вас ожидает целая серия видео – и серия статей.

Тех, кто хочет получить это видео целиком, чтобы изучить без помех и перерывов, приглашаю приобрести его, как видеокурс.


Из этого видеокурса вы узнаете:
1) Что является “основным замыслом”, то есть стратегией, стиля Шотокан – и как и где это заложено в Хэйане;
2) Проблема “длинного входа” – за счет чего она решена в этой ката, и что это дает в бою.

3) Как же всё-таки защищается голова при блоке гедан бараи – и почему обучение начинается именно с этого блока.

И многое-многое другое.

Изучив этот видеокурс, вы откроете для себя новые технические, и главное, тактические возможности той техники, которую вы практически никогда не применяли.
Вы убедитесь в том, насколько эффективной она может быть в бою против любого противника.

Смотрите наши видео подписывайтесь на наш канал, постигайте кунг-фу и каратэ вместе с нами!

С  уважением
Ю. Ю. Сенчуков

Leave a Reply