Брюс Ли: схватка по правилам ММА

Рост популярности ММА и его реклама за счет поединков бойцов ММА с “мастерами кунг-фу” (как правило в возрасте, и явно не имеющими боевого опыта) неизбежно приводят многих из нас к одному и тому же вопросу:
Как бы смотрелось кунгфу против ММА, если бы бой вел Брюс Ли?

Единственный “бой” Брюса Ли в формате, более-менее похожем на ММА, мы видим в начале фильма “Enter the Dragon”, где Брюс показательно расправляется с молодым Само Хуном – тогда еще каскадёром-дебютантом..

Что мы видим в этом бою?

Прежде всего, мы видим, что Брюс после начала боя сразу начинает отступать назад (зачем?). и его противник тоже.  Они находятся друг от друга на большом расстоянии и пытаются его еще более увеличить –  несмотря на то что бой ведется на достаточно маленькой площадке – что оператор всеми силами пытается скрыть, выбирая такие ракурсы съемки, при которых размеры площадки менее заметны.

Маленькая площадка, кстати, была бы вполне логичным выбором для поединка в традиционном кунг-фу, где подавляющее большинство приемов предназначено именно для ближнего боя.

Почему? Да потому что китайцы, если им волю дать, руками не дерутся) Улучив хотя бы малейшее мгновение , они хватают палку, доску, скамейку или нож. Голый прагматизм – так результативнее. И один на один они не дерутся тоже. И тоже – прагматизм.

Потому все приемы НАСТОЯЩЕГО, а не киношного кунг-фу рассчитаны на то, чтобы попросту не давать противнику достать какое либо оружие или подхватить с пола какой либо предмет – а значит, должны выполняться на  ближней дистанции. С увеличением дистанции их результативность резко падает.

Ладно, смотрим дальше:

Противники ведут бой исключительно на дальней дистанции. Причем противник, которому было бы выгоднее пользоваться размерами площадки и загнать Брюса в угол тоже старается держаться подальше – что, вообще-то, очень невыгодно для заведомо более  медленного бойца.

Персонаж Само Хуна, похоже, попросту не знает, что ему делать. При этом (и поэтому) он совершенно не использует свое преимущество в массе, которое в реальном бою могло бы оказаться решающим. Ну еще бы –  если бы Брюса размазали по земле в первых же кадрах фильма, то… на Остров Дракона  отправили бы не его.

Дальнейшая история была бы о Само Хуне)

Ладно, что там еще:

Брюс наносит одиночные хлесткие удары, которые в фильме настолько результативны, что противник сразу же теряет возможность продолжать атаку. Он фактически уже падает.
Следующее действие, независимо от того, удар это или бросок, можно назвать добиванием.

Хо-хо, да если бы у любого бойца был удар такой скорости (никто не может отразить) и такой силы (никто не может пережить) – то ему вообще никакие приемы более не были бы нужны. Но Брюс поднимает его снова и снова – и вновь бьет или швыряет на землю. Это похоже не столько на поединок, сколько на показательное выступление.

Ну, или на показательную порку.

В спортивных боях или испытаниях (которое будто бы показано в этом эпизоде) такая ситуация невозможна: Противники обычно знают, с чем и зачем вышли на ринг, – и готовы как наносить удары, так и получать их.

Судя же по этому эпизоду, незадачливый персонаж Само Хуна драться не умеет вообще: он либо отступает назад;либо копирует действия Брюса, хотя они ему не подходят по комплекции а потому невыгодны – и – ЩЕЛК! – вполне ожидаемо начинает валиться после первых же ударов.


Возможно этот бой – испытание не для Брюса, а как раз для Само Хуна, как претендента на обучение? Трудный вступительный экзамен, нужный для того, чтобы проверить стойкость кандидата – и чтобы кандидат впечатлился и прочувствовал?

Не знаю не знаю…. В этой ситуации Брюс напоминает скорее штатного экзекутора, подобного Боло Янгу на самом острове – и эта роль как-то не всех вдохновляет на подражание. Потому, кстати, этот бой мало кто пересматривает и почти никто не вспоминает. И фильм без него ничего бы не потерял – ибо зрелище не особо приятное.

Ну уж что было, то было. Ладно смотрим дальше.

Кроме ударов в этом бою мы видим броски. Выполняются они всегда после ударов, когда противник уже не может защититься. То есть они являются действием второстепенным  – и честно говоря, необязательным. Бросать нет никакой необходимости – вместо этого Брюсу проще и быстрее было бы ударить еще раз.

Броски при этом проходят в манере айкидо -то есть противник уже на ногах не стоит, никак не защищается,  никак не атакует и позволяет себя бить или бросать, как мешок.

Скажем так -в реальном бою такие полеты вообще невозможны. Для того чтобы получались такие пируэты, айкидоки прыгают изо всех сил. – причем чтобы полет был повыше, им приходится специально этому учиться.
В айкидошной среде есть шутливая ,но справедливая поговорка ,что четвертый дан айкидо отличается от первого тем, что красивее падает.  Возможно, для многих поклонников этого вида Будо,  такое откровение будет шокирующим -однако увы, человек даже необученный падать не хочет. Пока он в сознании, он всеми силами цепляется за землю, оседает и пригибается – а будучи вырублен или под воздействием боли, валится как мешок.

Здесь же мы отчетливо видим, как Само Хун помогает  Брюсу совершить бросок, старательно набирая “разгон” перед падением. То есть, Брюс его даже не бросает – он бросает себя сам.

В завершение схватки противники переходят в партер и начинается самое что ни на есть ММА – борьба на земле и болевой прием.

Однако мы видим, что борьбы как таковой нет. Более тяжелый Само Хун, оказавшись во время падения сверху, даже не пытается уйти от захвата (что было бы вполне легко) и неизвестно зачем переваливается через противника, – без каких-либо действий, которые могли бы вынудить его это делать.

При этом вторую руку ему Брюс никак не фиксирует, – и Само приходится самому убирать ее из поля зрения камеры.  Застыв в странном положении “стойки на ушах”, он изображает боль, – хотя болевого замка там нет и в помине. Ведь он вполне свободно может двигать захваченной рукой!

Ну да- именно ею он стучит по земле, когда сдается… непонятно почему.

Из этого эпизода можно сделать вывод, что Брюс Ли, как минимум на момент съемки, не умел бороться вообще  – иначе он даже автоматически перевел бы противника в более удобное положение.  Этот вывод вообще-то неудивителен, учитывая как его  базовую практическую подготовку (боксер) , так и его малый вес, делавший борьбу сложным для него делом.

Потому, кстати,  его герой ни в одном фильме в партере не борется. В немногочисленных эпизодах партера (во всех фильмах их по моему два-три) при переводе Брюса в партер мы с его стороны видим чистый “армрестлинг”, – силовое противоборство, без каких-либо  внятных технических действий.

Если же противник упал, то Брюс предпочитает позволить ему снова подняться на ноги.

Авторитет Брюса, как бойца, был настолько непререкаем, что этот момент впоследствии бездумно копировался и другими актерами во множестве других фильмов о боевых искусствах. Таким образом, Брюс почти на 30 лет обусловил развитие боевых искусств “без партера” ( чем потом ловко воспользовался Ройс Грейси – но мы сейчас не об этом).

То есть, придется сделать вывод, что бой Брюса является постановкой с начала до конца и весьма далек от реальности.

Брюс Ли при этом делает ставку на одиночные удары, и работает с дальней дистанции, уходя как от перехода в борьбу, так и от попытки использовать “плетение рук” или блокирование.

Сработает ли такая тактика? Хм… спорный вопрос. Все в конечном итоге зависит от физических параметров бойца. Если тот очень подвижен, очень быстр, и очень вынослив… почему бы и нет?

В конце концов Конор МакГрегор почти такой же легковес, как и Брюс – и он проделывал подобные штуки. И даже не один раз.

Выводя противника из себя либо с помощью оскорблений перед боем, либо вот такими одиночными атаками с дальней дистанции, он дожидался , пока они бросятся вперед – и…

И кстати, частенько вырубал противников, неудачно сунувшихся вперед – одним ударом.

Иногда это прокатывало. Иногда нет. Но даже если противник не падал, такой удар позволял переломить ход боя в свою пользу, и дальше удерживать инициативу.

Тактика – это такая штука.
Загвоздка только в том,что Мак Грегор при этом всё-таки знает, как себя вести в партере, и от плотного контакта не бегает.

Смог бы это делать Брюс?

Я думаю, смог бы.
Надо сказать, что Брюс Ли в своих книгах вполне объективно оценивал важность навыков борьбы. В его книге  Джиткундо в качестве примеров борьбы в партере приведен грепплинг. Неплохой выбор – учитывая то что он и сегодня является базой для подготовки бойцов ММА.

Учиться Брюс умел – и тренировался так фанатично , как мало кто смог бы – хоть тогда, хоть сегодня.

Однако “супербойцом”, таким, каким мы его запомнили по его фильмам, он бы скорее всего не был. Легковат. Малый вес, дававший ему преимущество в маневренном бою на дальней дистанции, был бы минусом в партере.
Так же как и МакГрегора, в партере его неоднократно валяли бы по канвасу; как и МакГрегора, я думаю и побеждали бы…

Однако до партера с Брюсом надо было еще дожить.

Величие Брюса Ли, во многом держится на том, что он так и остался недосягаемой величиной, небожителем, на десять голов превосходящим своих противников. Он никогда и ни с кем не вступал в реальный бой – и потому так и остался “неприземлённым”.

Потому МакГрегоры будут приходить и уходить, а Брюс – останется.

Вопрос о том, “что было бы… ” так и повис в воздухе – и сделал Брюса легендой, в которую кто то может верить, а кто-то нет – но так или иначе, забыть не сможет никто.

 

 

Leave a Reply