Манекены и макивары: “Шаолинь шу” – секретный снаряд Минхэ-цюань

 

Рассмотрев в предыдущей части нашего разговора манекены и тренажеры других стилей, мы убедились, что преимущества и недостатки есть у любого снаряда.

Придумывая тренажеры, люди зачастую идут по привычному пути, добавляя все новые рычаги к манекенам, дополнительные пружины к макиварам, экспериментируя с набивкой для мешков. Но, следуя своим стереотипам, они зачастую не видят того, что уже есть под рукой – и чем они могут пользоваться совершенно бесплатно.

При этом попытки избавиться от недостатков, придумывание все новых и новых усовершенствований, зачастую дают обратные результаты.

Чем сложнее будет снаряд, тем он дороже и капризнее в использовании.  И тем больше вероятность того, что вы вообще на нем заниматься не будете. Чаще эти громоздкие агрегаты лишь занимают место в залах – а если иногда и используются,  то разве что как вешалки для сумок и одежды.

Ну и еще для пары экзотических фотографий…

В предке каратэ, стиле Кличущего Журавля, применяется другой подход.
Попытки в точности имитировать человеческое тело как правило все усложняют и себя не оправдывают.
Потому снаряды Минхэ-цюань просты и неприхотливы.  Шадай, – подвесной мешок с тряпьем и песком, поможет поставить удар; угол и стена дома придают правильное положение рукам и ногам.

Все снаряды в система Минхэ дополняют и поддерживают друг друга – однако среди них есть один снаряд, обладающий поистине уникальными свойствами.
Этот секретный снаряд представляет собой … молодое дерево. Желательно бамбук, конечно – но сгодится и любое – был бы надежным корень. Шао Линь Шу – “Дерево Юного Леса”,  должен иметь ровный и гладкий ствол, который вы можете обхватить пальцами на высоте глаз.

Именно “шао линь шу” является “секретным ингредиентом”, который “оживляет” классическую технику Минхэ-цюань.

 

Упруго реагируя на ваши воздействия, дерево приучает бойца работать с возникающими инерциями и отдачей, использовать их для усиления последующих движений. Во всех в этих движениях участвуют и руки и ноги, – развивается координация, возникает умение включать в любое движение максимальное количество мышц, применять их оптимальным способом.

В базовой практике “шао линь шу” существует три раздела о которых я вам сейчас расскажу. К каждому из них я отснял видеокурс, который содержит соответствующие наставления.

1. “ПРОБУЖДЕНИЕ ТЕЛА”

Деревце, как мощная пружина, сопротивляется вашему нажиму – и заставляет ваше тело пружинить вместе с ним. Оно в буквальном смысле  передает вам свою молодость и упругость. Несложный разогревающий комплекс позволяет постепенно протянуть и “включить” основные сухожильно-мышечные цепи вашего организма.


Многие положения, в которых вы воздействуете на дерево, поначалу покажутся вам непривычными: однако вы “врубаетесь” в них буквально сразу, и быстро понимаете как их можно применить. Тело очень быстро привыкает чувствовать упругий “ответ”, сами собой возникают все новые формы.

Ну еще бы. Все вполне закономерно. Ведь все эти движения для человеческого тела являются наиболее естественными. Мы же как-никак от обезьян произошли. С деревьями наше тело и наш мозг связывает  вполне реальная связь.
Пусть и древняя, почти забытая – но она есть.

Практика “шао линь шу” пробуждает многие древние инстинкты и рефлексы, о которых мы и не подозревали. Упражнения воздействуют на вас на подсознательном уровне, заставляя совершенно иначе воспринимать и захват и блок и толчок. Наработки производятся в тех же положениях, в которых они будут применяться в реальной ситуации. Тело привыкает к этим положениям, и потому в бою срабатывает практически мгновенно.

Широко известно, что человек использует только малую часть возможностей своего мозга. Это собственно, то “чем мы думаем”, и система жизнеобеспечения. Но львиная доля возможностей мозга предназначалась для выстраивания разнообразных координационно-двигательных  3D-схем. Для повисания на руках, кручения, захватывания и подтаскивания, метания предметов и самого себя, перемещения своего тела в трехмерном пространстве первобытного леса.

Спешить не нужно. Для начала необходимо полностью прогреть и растянуть  все тело.
 Податливость и упругость дерева бодрит, побуждая выполнять техники снова и снова, нарабатывая любые техники под разными углами.

Видеокурс “Шао линь шу – пробуждение тела”, содержащий рекомендации по этому разделу, находится здесь, под этой кнопкой

 


2. УСИЛИЯ И БЛОКИ

За счет специфических способов включения в работу основных миофасциальных цепей мы одновременно и растягиваемся и развиваем нашу взрывную силу. И это еще не все. Практика имеет мощный оздоравливающий эффект, который на первых этапах является основным.

Правильно задействуя мускулатуру, мы не только увеличиваем силу скорость и гибкость, – мы еще и избавляемся от множества патологий.
Это очень важный момент. Природа, проектируя нас, была весьма экономна. В нашем теле нет ни одного лишнего органа – все они взаимосвязаны, все влияют друг на друга, все выполняют по несколько различных функций. Карта миофасциальных цепей поразительно совпадает с меридианами китайской медицины. Нажатие на лопатку отдает в пятку, от нажатия на плечо немеют пальцы руки.

Современная жизнь практически лишена тех усилий, для которых был “спроектирован” природой наш организм. В современной жизни нам крайне редко приходится перемещаться с помощью рук. Поэтому некоторые мышцы остаются недогруженными и недоразвитыми в течение всей жизни – а значит,  связанные с ними функции тоже страдают.
.

Казалось бы – нужно прокачать мышцы?
Берись за гирю, за штангу, залезай на турник – и будь здоров?
Но все мы знаем, что в занятиях с тяжестями есть свои подводные камни. Пауэрлифтеры и гиревики зачастую страдают от различных травм, полученных ими в процессе тренировок.  Даже турник, который вроде бы сюда логически напрашивается, не вполне соответствует поставленной задаче – для большинства людей турник является слишком “продвинутым этапом”.

Причиной травмы, или невозможности выполнить какой то элемент на турнике чаще всего является не недостаток силы, а неумение правильно ее распределить, включить все необходимые мышцы. Одни мышцы перенапрягаются или даже рвутся – а другие так и остаются непроработанными.
Так что может быть, сделаем все правильно: сначала будь здоров, – а потом уже на турник?
Или, тем более – в бой?

Шао линь шу позволяет решить именно эту задачу, являясь “недостающим звеном” между обычным движением, и древней первобытной мощью наших тел. 
Она помогает “включить” мышцы, которые в обычном состоянии и на обычных тренажерах “достать” очень сложно. Причем сделает это постепенно, без перегрузок и травм.

В комплекс включены раскачивания , повисания, перемещения, и многие другие действия, которые потом также применяются в бою, как вспомогательные приемы. При этом ваш корпус, в отличие от каратэ, не находится в статическом положении: он скручивается, сгибается, наклоняется, поворачивается.

При этом задача у нас все таки специфическая – не просто перемещаться, а научиться драться, использовать тело в бою.  И вот здесь “промежуточная форма” разворачивается во всю ширь : “дерево юного леса” прорабатывает такие координационно-двигательные формы и сочетания, которые  ” в чистом висе” попросту не могут появиться.

Видеокурс о втором разделе практики “ШАО ЛИНЬ ШУ – блоки и усилия” находится здесь под этой кнопкой

 

3. ДЕРЕВО КАК МАКИВАРА

Прорабатывая тело, мы конечно же, уделяем большое внимание и постановке удара. В отличие от макивары, дерево позволяет давить или бить по нему во всех направлениях, что позволяет развить удары всех видов и свободно комбинировать их, легко переходя из одной связки в другую.

Подобное умение важно для бойца, поскольку разнонаправленные удары позволяют атаковать с разных сторон, раздергать противника, рассеять его энергию, лишить его возможности защищаться.

Дерево и тут оказывается наиболее выгодным тренажером:  откуда бы ни пришел удар, оно отклонится именно по вектору усилия, и вернет его именно вдоль выстроенной вами структуры.  При этом дерево пружинит “волной”, – за счет наличия кроны это происходит с небольшим запозданием – что опять же, помогает вам обойтись без травм.

При постановке удара круглый ствол дерева оказывается весьма кстати:  он требует точности попадания, причем четко двумя костяшками. Попадать костяшкой в ствол “неудобно” – потому человек естественно стремится попасть так, чтобы ствол оказался “между” костяшками.

В этом положении можно наносить удары постепенно наращивая силу  – вплоть до полной. Более того, как “бонус” идет то, что такая форма нанесения удара требует и правильного положения локтя – то есть, проработка структуры получается более полной, чем на макиваре.  Впрочем, проверьте сами.  Методику можете взять в видеокурсе, по ссылке внизу статьи.

Кроме прямых ударов вы, в одной и той же серии, можете бить ребром ладони, и выполнять блоки. Вы можете перемещаться вокруг дерева, нарабатывая различные тактические схемы.
Подобные возможности у макивары отсутствуют.

 

Живительный эффект “дерева юного леса” применим также и для классической техники каратэ. Чай, не чужие.

Классические блоки каратэ перестают быть “тем что надо выучить и забыть”. Техника приобретает новые возможности. Блок не просто отбивает удар – он пресекает саму возможность удара, вытесняет противника из зоны атаки – и моментально реагирует, если тот пытается давить в ответ.

При этом дерево одновременно  выполняет и функцию “руки” манекена, на которую мы воздействуем блоком, и функцию его “тела” в которое наносится удар. Два в одном, все гениальное просто.

Видеокурс о третьем разделе практики “ШАО ЛИНЬ ШУ – дерево как макивара” находится под этой кнопкой.

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ СНАРЯДАМИ

Работая с “деревом юного леса”, мы возвращаемся, не только к своим основам, но и к основам стиля. Это универсальная базовая практика, важная для наработки любого приема. Задача шао линь шу – задать правильное направление развития навыка, которые потом мы можем совершенствовать за счет других снарядов. Они являются лишь дополнениями к нему, позволяющими развить и усилить задел.

Шаолинь шу представляет собой как бы ось, на которую другие практики “насаживаются” по уровням, как шашлык на шампур.  Сравнение выглядит странновато но при этом совершенно верно: практика шао линь шу начинается буквально с самых первых занятий и продолжается постоянно – другие же снаряды при постановке техники выгоднее использовать поэтапно, уже после этой базовой проработки.Я считаю, что

К примеру, необходимо заметить что в системе Минхэ-цюань основным ударом является удар ребром и основанием ладони. Кулак в нем используется реже,- в основном костяшки. И вот эти удары на дереве не ставят – этим занимаются на настенном мешке.

Мешок, макивару, толкание стены, целесообразно применять строго дозированно, и на ту основу, которую мы уже получили в виде навыка работы с деревом. Без этого навыки могут вступать в конфликт или развиваться некорректно.

Кроме того, дерево избавляет вас ото всех хлопот, связанных с приобретением или изготовлением макивары. Оно ничего не стоит, оно всегда рядом – его даже сломать не жалко. А если жалко – ну что же; найдите несколько деревьев и меняйте их время от времени.

Кое кому может показаться, что “автор здесь решил показать нам тренажер без недостатков”. Это, увы невозможно. Недостатки есть у любого тренажера.
Однако, знаете, что я вам скажу – у шао линь шу и здесь есть свои выгоды: Если у вашего дерева есть недостатки – просто найдите другое дерево.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дальнейшем, по мере изучения, мы коснемся и других практик с “деревом юного леса” -но покамест давайте изучим эти.

Их проработка является фундаментом для постановки усилий Минхэ, основой его технической базы. Количество информации, как и количество возможностей заложенных в них, огромно.

Вы конечно можете выбрать какой то один из этих курсов, но в идеале лучше было бы проработать их все. Многие движения освещаются там с разных сторон.
Потому для тех кому не терпится сразу же приступить к тренировкам, я сделаю особое предложение

Сборка курсов по практике “ШАО ЛИНЬ ШУ – дерево юного леса” находится здесь под этой кнопкой.

В течение трех дней на нее будет действовать АКЦИЯ.  


Ну что народ, я все сказал – работаем.
MAKE KUNG-FU GREAT AGAIN.

С уважением

Ю.Ю. Сенчуков

Leave a Reply