Эршибасу: железные руки Шаолиня

Таолу Эршибасу представляет  собой предельно ужатый и сконцентрированный вариант старого монастырского стиля лохань-цюань — одного из «старших братьев» стиля Кличущего журавля, и вместе с тем, основного его конкурента и противника на всем Южном побережье Китая. Работа с этим таолу давала давало бойцу Минхэ неоценимый двигательный опыт, позволявший предугадывать действия наиболее вероятного противника.

Через Эршибасу боец Минхэ-цюань учился мгновенно опознавать базовые комбинации противника и предугадывать его дальнейшие действия — что существенно облегчало ведение боя. Кроме того, если первое таолу Ба Бу Лиен имеет целью. развитие внутренней силы и «боевого порядка тела», очень важных для Минхэ,  то Эршибасу уже продвигается дальше — и обучает применять накопленную таким образом силу в бою на средних и дальних дистанциях.

Такое предпочтение вполне нормально для северных стилей, которые  в основной массе являются более старыми. Пристрастие к большим дистанциям обусловлено тем, что и манера движения и тактика в этих стилях в основном строятся вокруг оружия. Рукопашный бой конечно же,и там есть, — но на Севере он играл вторичную роль.


Монахов учили драться практически всем: палками, скамейками, тростниковыми шляпами, и даже тапочками с деревянной подошвой. Фактически, приемы безоружного боя этим виртуозам были нужны лишь в тех случаях, если их заставали врасплох — и применялись в основном лишь для того, чтобы держать противника подальше, пока служитель Будды подхватит какую-нибудь палку или скамейку.

Однако после великого переселения на Юг, вызванного маньчжурским нашествием, за рукопашку взялись уже всерьез. Времена изменились. Пришельцы с севера нуждались в месте под солнцем, — а Юг Китая и тогда уже был густо населен. Свободных угодий практически не было. Потому люди пристраивались кто как мог — и многие из них пополняли ряды преступных сообществ.  Многие из изгнанников при этом таили ненависть к захватчикам, и жаждали реванша — потому тайные общества плодились как грибы. «Фан Цин — фу Мин», («Долой Цин восстановим Мин!») — звучало повсеместно.

Название «Минхэ» возникло именно в те времена, и конечно же, имело двойное значение: Как говорил Ю Шифу, «Мин» — это «крик, который издает журавль, когда ищет своих» и одновременно с тем «Мин» — это название поверженной династии. Вот и вся «шифровка», вот и вся причина, по которой название «У хэ» — «кричащий журавль» сменилось на Мин хэ — кличущий.
Тайная война, в которой не всегда было возможно носить при себе оружие, требовала совершенствования скрытого оружия — а лучше  такого, которое нельзя отнять. Техники безоружного боя получили мощный импульс к развитию.  Однако на первых порах они были основаны на тех же принципах, что и оружейные. И если сегодня символом боевых искусств является кулак — то в те времена в бою гораздо чаще использовалось предплечье, закаленное до твердости стали. Предплечьем орудовали словно дубинкой, как нанося удары, так и парируя их. Именно предплечье, а не кулак, является основным оружием старого Шаолиня.

Вот как выглядит такое предплечье по сравнению с обычной рукой.

Удар таким бревном оказывал на противника поистине чудовищное воздействие. Обычным блоком можно было снести противника с ног, как тряпичную куклу, одним движением переломать руку или ногу.  Закаленное предплечье способно нанести удар почти такой же силы, как боевой цеп — но при этом  применение такое оружие нельзя отнять или потерять.  При этом рука все таки остается рукой — и сразу же после удара может выполнять захваты, причем не только кистью.

Современные бойцы, для большинства которых основной является техника бокса, не имеют опыта применения таких приемов, а также никогда не ощущали их действие на себе  — и потому часто называют их «неэффективными».  При этом метод закалки предплечий предельно прост, и дает результаты уже в течение нескольких месяцев. Привыкнув иметь дело только с себе подобными, современный боксер или боец ММА в схватке часто бывают захвачены врасплох этими «ископаемыми» техниками.  Боец же кунг-фу, вооруженный этим «реликтом» и умело использующий его против слабых мест бокса,  оказывается в большом выигрыше. «Поистине ощущаю себя «динозавром в курятнике» — сказал однажды один из моих учеников.
Ради обретения таких возможностей люди проводили дни напролет, колотя предплечьями по деревянным столбам и железным болванкам — и не считали время потерянным зря

Несмотря на то, что в каратэ  присутствуют элементы и Минхэ, и монастырского кунг-фу, применение предплечий в Эршибасу не ограничивается одними только «блоками» — ну или тем,что подразумевается под блоками в каратэ.

Больше скажу —  даже эти «блоки», доставшиеся каратэ в наследство от старого монастырского кунг-фу, имеют совершенно другое значение, и выполняются иначе, не так как мы привыкли — хотя в процессе исполнения действительно проходят через положения, которые мы видим на фотографиях.

Являясь «концентрированным Шаолинем», Эршибасу содержит в себе множество подобных приемов. Причем если Ба Бу лиен является началом пути, и закладывает основы мастерства цигун, то Эршиба уже учит перенаправлять энергию в руки и ноги. Огромное значение приобретает набивка конечностей и корпуса.

Пройти этот этап удается не каждому. Однако обретенная способность того стоит, резко меняя расклад сил в бою.  Правильно развитый навык позволяет наносить удары, не чувствуя боли и не получая повреждений — а противник при этом боится протянуть к вам руку, поскольку немедленно будет за это наказан. В руках, а потом и во всем теле.появляется ощущение распирающей силы, которое постоянно нарастает. Психологический эффект от такой тренировки очень велик — возникает ощущение непобедимости, способности сокрушить все.

В сочетании с тренировками по разбиванию предметов и обязательной парной наработкой постепенно выковывается характер бойца. То есть психологическая подготовка изначально «вшита» в саму наработку техники — все гениальное просто.

Если вы хотите получить реальный результат, наработка тоже должна быть реальной.

Реальной настолько, чтобы в бою вы могли сказать -«ха, да у нас на тренировке удары сильнее». При этом журавль , как «женский стиль», имеет в своем арсенале кое какие секреты, позволяющие добиваться тех же результатов и без деформации рук.

Хитрость эта довольно проста — однако позволяет достичь необходимого уровня в достаточно короткие строки, и наносить удары практически той же силы. Несколько простых , но весьма эффективных упражнений, которые можно выполнять как с партнером, так и в одиночку, позволяют превратить свои руки в оружие за два три месяца — причем внешне ваши руки останутся такими же, как и были.

Конечно , это качество очень важно для женщины -но не менее важно оно и для разведчика, боевые качества которого должны остаться для врага сюрпризом.
однако основной секрет остается все тем же: если ты хочешь так бить — нужно набивать руки. И набивать как следует.  Обходных путей нет — так же как и в психологической подготовке. Ни пение мантр, ни разговоры о внутренней энергии вам этого не заменят.

В процессе набивки споры о том, что такое энергия и можно ли ее измерить,  прекращаются сами по себе: практикуя набивку, ученик — хоть самый неграмотный, хоть наоборот, самый начитанный  — рано или поздно ощущает, что энергия есть.  Как она объясняется, через гормональные изменения или как то иначе — в данном случае неважно. Вы реально ощущаете как она течет, и понимает, что можете САМИ перенаправить ее куда захотите — усилием мысли. Фраза «направь ци в руки» перестает быть абстракцией — теперь это конкретное техническое указание.

Но… об этом мы поговорим в следующий раз

С уважением
Ю.Ю. Сенчуков

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *