Эршибасу: железные руки Шаолиня

Таолу Эршибасу представляет  собой предельно ужатый и сконцентрированный вариант старого монастырского стиля лохань-цюань – одного из “старших братьев” стиля Кличущего журавля, и вместе с тем, основного его конкурента и противника на всем Южном побережье Китая. Работа с этим таолу давала давало бойцу Минхэ неоценимый двигательный опыт, позволявший предугадывать действия наиболее вероятного противника.

Через Эршибасу боец Минхэ-цюань учился мгновенно опознавать базовые комбинации противника и предугадывать его дальнейшие действия – что существенно облегчало ведение боя. Кроме того, если первое таолу Ба Бу Лиен имеет целью. развитие внутренней силы и “боевого порядка тела”, очень важных для Минхэ,  то Эршибасу уже продвигается дальше – и обучает применять накопленную таким образом силу в бою на средних и дальних дистанциях.

Такое предпочтение вполне нормально для северных стилей, которые  в основной массе являются более старыми. Пристрастие к большим дистанциям обусловлено тем, что и манера движения и тактика в этих стилях в основном строятся вокруг оружия. Рукопашный бой конечно же,и там есть, – но на Севере он играл вторичную роль.


Монахов учили драться практически всем: палками, скамейками, тростниковыми шляпами, и даже тапочками с деревянной подошвой. Фактически, приемы безоружного боя этим виртуозам были нужны лишь в тех случаях, если их заставали врасплох – и применялись в основном лишь для того, чтобы держать противника подальше, пока служитель Будды подхватит какую-нибудь палку или скамейку.

Однако после великого переселения на Юг, вызванного маньчжурским нашествием, за рукопашку взялись уже всерьез. Времена изменились. Пришельцы с севера нуждались в месте под солнцем, – а Юг Китая и тогда уже был густо населен. Свободных угодий практически не было. Потому люди пристраивались кто как мог – и многие из них пополняли ряды преступных сообществ.  Многие из изгнанников при этом таили ненависть к захватчикам, и жаждали реванша – потому тайные общества плодились как грибы. “Фан Цин – фу Мин”, (“Долой Цин восстановим Мин!”) – звучало повсеместно.

Название “Минхэ” возникло именно в те времена, и конечно же, имело двойное значение: Как говорил Ю Шифу, “Мин” – это “крик, который издает журавль, когда ищет своих” и одновременно с тем “Мин” – это название поверженной династии. Вот и вся “шифровка”, вот и вся причина, по которой название “У хэ” – “кричащий журавль” сменилось на Мин хэ – кличущий.
Тайная война, в которой не всегда было возможно носить при себе оружие, требовала совершенствования скрытого оружия – а лучше  такого, которое нельзя отнять. Техники безоружного боя получили мощный импульс к развитию.  Однако на первых порах они были основаны на тех же принципах, что и оружейные. И если сегодня символом боевых искусств является кулак – то в те времена в бою гораздо чаще использовалось предплечье, закаленное до твердости стали. Предплечьем орудовали словно дубинкой, как нанося удары, так и парируя их. Именно предплечье, а не кулак, является основным оружием старого Шаолиня.

Вот как выглядит такое предплечье по сравнению с обычной рукой.

Удар таким бревном оказывал на противника поистине чудовищное воздействие. Обычным блоком можно было снести противника с ног, как тряпичную куклу, одним движением переломать руку или ногу.  Закаленное предплечье способно нанести удар почти такой же силы, как боевой цеп – но при этом  применение такое оружие нельзя отнять или потерять.  При этом рука все таки остается рукой – и сразу же после удара может выполнять захваты, причем не только кистью.

Современные бойцы, для большинства которых основной является техника бокса, не имеют опыта применения таких приемов, а также никогда не ощущали их действие на себе  – и потому часто называют их “неэффективными”.  При этом метод закалки предплечий предельно прост, и дает результаты уже в течение нескольких месяцев. Привыкнув иметь дело только с себе подобными, современный боксер или боец ММА в схватке часто бывают захвачены врасплох этими “ископаемыми” техниками.  Боец же кунг-фу, вооруженный этим “реликтом” и умело использующий его против слабых мест бокса,  оказывается в большом выигрыше. “Поистине ощущаю себя “динозавром в курятнике” – сказал однажды один из моих учеников.
Ради обретения таких возможностей люди проводили дни напролет, колотя предплечьями по деревянным столбам и железным болванкам – и не считали время потерянным зря

Несмотря на то, что в каратэ  присутствуют элементы и Минхэ, и монастырского кунг-фу, применение предплечий в Эршибасу не ограничивается одними только “блоками” – ну или тем,что подразумевается под блоками в каратэ.

Больше скажу –  даже эти “блоки”, доставшиеся каратэ в наследство от старого монастырского кунг-фу, имеют совершенно другое значение, и выполняются иначе, не так как мы привыкли – хотя в процессе исполнения действительно проходят через положения, которые мы видим на фотографиях.

Являясь “концентрированным Шаолинем”, Эршибасу содержит в себе множество подобных приемов. Причем если Ба Бу лиен является началом пути, и закладывает основы мастерства цигун, то Эршиба уже учит перенаправлять энергию в руки и ноги. Огромное значение приобретает набивка конечностей и корпуса.

Пройти этот этап удается не каждому. Однако обретенная способность того стоит, резко меняя расклад сил в бою.  Правильно развитый навык позволяет наносить удары, не чувствуя боли и не получая повреждений – а противник при этом боится протянуть к вам руку, поскольку немедленно будет за это наказан. В руках, а потом и во всем теле.появляется ощущение распирающей силы, которое постоянно нарастает. Психологический эффект от такой тренировки очень велик – возникает ощущение непобедимости, способности сокрушить все.

В сочетании с тренировками по разбиванию предметов и обязательной парной наработкой постепенно выковывается характер бойца. То есть психологическая подготовка изначально “вшита” в саму наработку техники – все гениальное просто.

Если вы хотите получить реальный результат, наработка тоже должна быть реальной.

Реальной настолько, чтобы в бою вы могли сказать -“ха, да у нас на тренировке удары сильнее”. При этом журавль , как “женский стиль”, имеет в своем арсенале кое какие секреты, позволяющие добиваться тех же результатов и без деформации рук.

Хитрость эта довольно проста – однако позволяет достичь необходимого уровня в достаточно короткие строки, и наносить удары практически той же силы. Несколько простых , но весьма эффективных упражнений, которые можно выполнять как с партнером, так и в одиночку, позволяют превратить свои руки в оружие за два три месяца – причем внешне ваши руки останутся такими же, как и были.

Конечно , это качество очень важно для женщины -но не менее важно оно и для разведчика, боевые качества которого должны остаться для врага сюрпризом.
однако основной секрет остается все тем же: если ты хочешь так бить – нужно набивать руки. И набивать как следует.  Обходных путей нет – так же как и в психологической подготовке. Ни пение мантр, ни разговоры о внутренней энергии вам этого не заменят.

В процессе набивки споры о том, что такое энергия и можно ли ее измерить,  прекращаются сами по себе: практикуя набивку, ученик – хоть самый неграмотный, хоть наоборот, самый начитанный  – рано или поздно ощущает, что энергия есть.  Как она объясняется, через гормональные изменения или как то иначе – в данном случае неважно. Вы реально ощущаете как она течет, и понимает, что можете САМИ перенаправить ее куда захотите – усилием мысли. Фраза “направь ци в руки” перестает быть абстракцией – теперь это конкретное техническое указание.

Но… об этом мы поговорим в следующий раз

С уважением
Ю.Ю. Сенчуков

Leave a Reply