Эршибасу: “Быстрый кулак” старого Шаолиня

Эршибасу, или сокращенно Эршиба  – второе таолу Минхэ-цюань.  Как и Ба Бу Лиен, она является одной из основ стиля. Минхэ-цюань без Эршибасу – не Минхэ. Потому ее появление можно считать началом Минхэ, как отдельного стиля, отличающегося от других вариантов Белого Журавля.
Эршибасу гораздо длиннее чем Ба Бу Лиен, и сильно отличается от Ба Бу Лиен  составом движений, содержащейся в нем техникой и тактикой. Это неудивительно – потому что Эршибасу создано по канонам классического шаолиньского кунгфу – стиля Лоханьцюань.

В свое время именно Фуцзяньский журавль и Лохань-цюань были наиболее распространены по побережью Южного Китая  – при том что конкуренция между мастерами и стилями в те времена была жестокая.   Типовым “клиентом” многочисленных школ были охранники караванных путей – и… и бандиты, конечно же. Впрочем, они и сами зачастую не знали, кто из них кто в данный момент. Да их это не особенно и заботило. Главное было выжить – а выживал тот, кто дрался. Это относилось не только к людям, – но и к школам.

В тогдашнем сообществе боевых искусств Журавль и Лохань-цюань занимали приблизительно то же место, которое сегодня у нас занимают вольная борьба и бокс. Их боевые качества ни у кого не вызывали сомнения, потому и учителей можно было найти практически везде. При этом, оба эти стиля прекрасно дополняли друг друга.

Неудивительно, что один из наиболее популярных старинных учебников рукопашного боя “бубиси “, являющийся “библией” традиционного окинавского каратэ, был написан о технике и методах этих двух стилей.

Несмотря на то, что приемы и тактика Лохань цюань и журавля, сильно различались, бойцы Фуцзяньского журавля вовсе не спешили объявлять методы монастырского кунгфу “устаревшими” или “малоэффективными”, как это частенько делают современные спортсмены,

Лохань-цюань, пусть и предок, благодаря все той же повсеместной доступности, являлся еще и основным “вероятным противником” – бойца владеющего им, можно было встретить чаще, чем кого-либо еще. По этой причине журавлиная школа решила вернуться к основам вовсе не “вдруг”, – изучить силовые  движения монастырского кунгфу было жизненно необходимо, чтобы уметь им противостоять.
Можно, конечно, изучать стиль противника и в бою – но зачем, если все вполне можно решить по-родственному?

И вот, в 1826 году, знаменитый мастер журавля приехал в гости к знакомому настоятелю монастыря Хэ Чао сы. Они провели несколько дней в “изысканных разговорах о литературе и боевых искусствах”, периодически переходя от слов к делу – а неподалеку стоял скромный послушник, который старательно все записывал.

Послушник потом прославился, как Пань Юйба, легендарный мастер обоих стилей – а то, что он записывал, превратилось в таолу Эршибасиньсу – “двадцать восемь созвездий”. Ну или сокращенно -Эршибасу, или вообще Эршиба.

Чем же примечательно таолу Эршибасу?
В нем все построено на мощных амплитудных атаках, причем дистанции предпочитаются дальние и средние. Старый добрый удар кулаком также применяется в нем достаточно часто – чем отличает Эршибасу от других таолу Минхэ-цюань, в которых основным оружием  являются захваты и удары ребром ладони. И это вполне логично. Нелогично  как раз было бы отрываться от реальности, упираясь только в свои стилевые тонкости. Ведь человек в гневе обычно не хитрит – он бросается на противника прямо.

Чтобы противостоять таким атакам, необходимо изучить их заранее, заранее знать их слабые места. А для этого надо самому владеть подобной техникой в совершенстве. В бою ведь нет времени гадать, что именно делает противник. Все технические действия, все ходы прорабатываются заранее. А в бою всё строится на заранее наработанных движениях, – и побеждает тот, у кого они лучше подобраны и наработаны. Точно так же, как в войне побеждает тот, у кого лучше оружие.
Выжидать, “пока противник совершит ошибку”?  Ну уж нет

Обученные люди ошибок не совершают. Рассчитывать на это – уже само по себе наивно. Да и что вы будете делать если противников несколько?
Тут уж поистине ожидание смерти подобно. 

И потому вы должны приложить максимум собственных сил и умений, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу, а комбинация противника, – наработанная не меньше,чем наша – стала для него ошибкой.

Задача не из легких, в любом случае.

По факту Эршибасу представляет собой предельно сжатый и плотно упакованный стиль  Лоханьцюань – самое что ни на есть “смысловое ядро” .

Наиболее часто встречающиеся боевые техники тщательно отобраны и  собраны в 28 “созвездий” -то есть, связок.

Приемы Эршибасу основаны на быстрых силовых движениях. Напор и натиск – залог победы. Не зря одним из многочисленных  названий Эршибасу, является “быстрый кулак”.  Ведь если в Ба Бу Лиен изучаются и нарабатываются прежде всего навыки боя в вязком клинче, очень плотном соприкосновении, – то надо же как-то на эту дистанцию выходить?

Выход на дистанцию атаки, нейтрализация атак противника, на дальних подступах – вот смысл и изюминка Эршибасу.

При этом Эршиба поистине является коллекцией приемов, предназначенных для самого жестокого боя, без каких либо правил и ограничений

  • Удары кулаками и кончиками пальцев,
  • прямые и боковые атаки
  • атаки “с прикрытием”, когда одна рука прячет другую
  • захваты за одежду, волосы, ключицы, половые органы
  • заломы пальцев, удары по глазам и в пах,
  • пинки, подсечки, дожимы коленями

В Эршиба есть это все.

И, так же как и всегда в Минхэ – одними и теми же движениями можно как атаковать, так и защищаться,  – что как раз и позволяет действовать по одной и той же наработанной схеме, неумолимо и неизбежно подводя ситуацию к закономерному финалу.

При этом таолу имеет  еще и мощный цигун эффект, соединяя несколько типов дыхания, расслабление и напряжение, прорабатывая верхний плечевой пояс

Из-за совокупности всех этих качеств таолу Эршибасу, известное на Окинаве под  названием Ней пай по,  входит в число традиционных ката каратэ и не раз становилось предметом совместных занятий специалистов Кличущего журавля Минхэ-цюань и мастеров Сито-рю и Годзю-рю, регулярно приезжающих ради этого в Фучжоу.

Сенчуков ЮЮ

 

 

Leave a Reply