“Питон выходит из пещеры”

 

В Мингхэ-цюань, как и во всех стилях китайского кунг-фу, существует множество разнообразных движений с весьма причудливыми названиями, причем эти названия взяты не только из «журавлиного» обихода. При внимательном анализе эти образы сами по себе оказываются настоящим кладезем информации о животном мире, культуре и истории Китая.
В то же время они являются подробной инструкцией не только о форме движения, но и о содержащихся в нем усилиях и о возможностях его применения.

Говорят, что самые секретные секреты лучше всего прятать на самом видном месте. Потому, например, одно из первых движений Ба Бу Лиен, ключевого комплекса Белого Журавля, которое называется «питон появляется из пещеры», таит в себе поистине бездну таких секретов.

Чтобы понять смысл этого названия,  необходимо знать, как охотится питон.

В китайском образном языке «выходить из пещеры» означает «появляться неожиданно», «вдруг». Соответственно, если кто то «выходит из пещеры» – это означает, что он «появляется внезапно».

Атакующий питон незаметно подползает к жертве, изгибается буквой S, отводя назад голову, чтобы обеспечить запас движения, а потом вдруг резко распрямляется,  нанося удар раскрытой пастью с острыми загнутыми зубами. Ну а зубы у него, хоть и не ядовитые, но – ого-го.

 

Всадив зубы в добычу, питон резко дергает головой, стараясь вцепиться получше. «Загарпунив» таким образом добычу, питон тут же тащит голову к себе, одновременно подтягиваясь и сворачиваясь в кольца. Втаскивая жертву в этот живой клубок, он моментально скручивается вокруг нее в тугой узел, ломая ей кости и не давая ей сделать вдох.

Движение «Два питона выходят из пещеры» повторяет эти действия – насколько уж это возможно при человеческой анатомии.

Начало движения:

Руки напряжены, кисти находятся на уровне нижних ребер, пальцы отогнуты кверху.

В результате мощные сухожилия «хватательных» мышц предплечья сильно растянуты. Это дает впоследствии «эффект резинки» – или «эффект буквы S».

 

Эффект натяжения сухожилий впоследствии очень эффективно используется для нанесения резких ударов на малой дистанции. Мы еще не раз с ним встретимся при разборе журавлиных таолу.

Руки начинают выдвигаться вперед, на одном и том же уровне, не поднимаясь вверх. «Питон» подползает к добыче.

Сухожилия в руках натягиваются еще сильнее. Знакомое всем и уже примелькавшееся требование «не поднимать плечи» неожиданно играет новыми красками: благодаря ему напряжение во всём теле возрастает, достигая максимума. При этом пальцы ладоней чуть развернуты в стороны.

Такое положение рук само по себе уже представляет собой довольно надежный «щит», способный при правильных перемещениях и минимальном изменении положения рук заблокировать практически все возможные атаки противника. Нужно лишь держать этот щит между собой и противником, выжидая момент для контратаки.

Достигнув предела движения вперед, руки резко взмывают вверх. При этом мощные сухожилия, расположенные на нижней стороне предплечья, сокращаются, «дожимая» пальцы вперед и вдавливая их в удар, а также помогая быстро подбросить руки вверх-вперед. Все правильно – при атаке питон тоже бьет зубами, а не головой. – а потом именно так, надавливая верхней челюстью книзу, запускает зубы в добычу. Это же движение необходимо и для нанесения удара пальцами. Зубам питона в нашем случае соответствуют не кончики пальцев, а их подушечки. Это важный секрет, поскольку сухожилия и мышцы тыльной стороны руки не так мощны, и никогда не смогут выдержать нагрузок и перегрузок, возникающих при ударе или толчке пальцами вперед.

 

Если же при ударе расположить пальцы так, как это изображено на фото, и при ударе повторить рукой действия питона, запускающего зубы в добычу, то усилие которое вы сможете приложить,  может быть в несколько раз больше,

Пальцы напрягаются и выпрямляются в форме наконечника стрелы или копья. Это высшая точка удара – и высшая точка, на которую вообще поднимаются руки. Согласно канону – не выше уровня глаз.

 

Этот момент полного выпрямления в бою недолог – однако весьма полезен как энергетическое упражнение. В этой позе, удерживая классическую стойку «саньцзыма», рекомендуется стоять подолгу, до получаса. Но об этом мы поговорим отдельно – сейчас нас интересует только форма движения и его применение в бою.

Положение «руки-копья» обеспечивает как надежную защиту, так и эффективную атаку. Вытянутые пальцы длиннее кулака – и, при равной длине руки, человек бьющий пальцами сможет достать своего противника на большем расстоянии. Направленные в глаза пальцы заставляют инстинктивно отшатнуться даже довольно опытного бойца. Так что, если даже удар не достигнет цели, отшатывание наверняка не даст противнику атаковать серией, и позволит перехватить инициативу.

При этом удар противника соскальзывает вдоль вашей выпрямленной руки. При этом стоит отметить и другое защитное применение укола пальцами, которое при этом имеет гораздо большие возможности применения, поскольку вообще не повреждает противника . О нём мало кто вообще знает, –  а зря, ибо это самый настоящий лайфхак, поскольку дает возможность даже будучи застигнутым врасплох все-таки избежать удара

Причём прием этот настолько же прост, насколько и неожидан.

Вместо того чтобы «гоняться» за руками противника, пытаясь предугадать, откуда будет нанесен удар, можно просто резко толкнуть противника пальцами в плечо – тем самым движением атакующего питона. Причем нет никакой разницы, какой именно удар пытался нанести противник: хоть прямой, хоть боковой или апперкот – тем более что два последних еще короче, чем прямой.

Что характерно, от бойца Мингхэ это не требует вообще никакого изменения положений – нужно лишь вовремя вытянуть руку вперед, как он делал уже тысячи и тысячи раз, выполняя Ба Бу Лиен – и напрячь пальцы. Плечо атакующего при ударе почти не движется – а значит, попасть в него будет нетрудно, и вероятность срабатывания такой защиты будет гарантирована. Да, толчок сам по себе не нанесёт ему повреждений – однако вы гарантированно удержите его на расстоянии, на котором его кулак попросту не достанет до вас.

Да , конечно исполнение таких техник требует от вас тренированных пальцев. Однако напряжение пальцев в Ба Бу Лиен является важнейшим условием – и потому практика Ба Бу Лиен прорабатывает их очень быстро и эффективно. Достаточно всего лишь пары месяцев, чтобы вы полностью изменили свое мнение о возможностях ваших пальцев.  Многими людьми неоднократно проверено: набивка пальцев без исполнения Ба Бу Лиен приносит значительно меньший эффект, чем регулярное исполнение Ба Бу Лиен даже вообще без какой-либо набивки.

«Удар-захват». После полного выпрямления и напряжения пальцев, когда, казалось бы, напрягать и выпрямлять более нечего, следует выполнить  резкое движение пальцами, сворачивая их в кулак – как будто вы ловите муху.  При этом, за счет резкого «хлыстообразного» движения вперед спиной и плечом, необходимо подать кулаки вперед – коротким, но резким ударом.

Это довольно специфическое движение, выполняющееся более спиной и плечом, чем рукой, как ни странно, имеет свой аналог в европейском боксе. Опытные тренеры по боксу знают, что жесткость и сила удара во многом зависят от финального «доведения» движением плеча вперёд. И постановка этого движения является довольно трудным и хлопотным делом, потому что счет идет на миллиметры и миллисекунды. При этом стоит чуть поспешить – и плечо повиснет на ударе как гиря, замедлив его и превратив в толчок; а зазеваешься – и досылать  будет уже нечего.

В Ба Бу Лиен главная задача впрочем, состоит не в том, чтобы ставить столь мелкую моторику, а в том, чтобы приучить ученика вообще к такому досыланию, сделать движение плеча и «хлыстообразное» движение корпуса мощным и резким. При этом действие выполняется обеими руками – а значит, возможность реверса отключается изначально. Ученик вынужден включать спину и плечо, – что собственно и является основной задачей данного упражнения.

При этом движение плеча и спины, довольно малозаметно, и в процессе наработки в исполнении многих мастеров и работа плечом, и прочие мелочи становятся трудно заметными, «уходят внутрь» – и о них , без специальных указаний, можно даже не узнать.

«Двойной сброс»

Это движение является окончанием предыдущего. Руки, свернувшись в кулаки в толчке- досылании, снова резко сбрасываются вниз, до уровня нижних ребер. – как будто грохая на стол две тяжелые кружки пива.

 

В бою это движение может быть:

 – отбив атаки противника на нижнем уровне, который только что был у вас весьма открыт;

– Срыв попытки атаки вашего локтя методом разгиба;

– удара кулаком вниз;

– срыв противника в партер простым рывком за отвороты одежды, – что важно для борца.

– срыв отворотов одежды до локтей, чтобы сковать противнику руки и лишить его возможности двигаться.

и многое другое.

При этом хлыстовое движение спины, в сочетании с движением рук вниз-на себя создают эффект оттяжки, существенно усиливающий удар. В финале движения лопатки снова сходятся вместе, обеспечивая мощное усилии в движении рук на себя.

Это является важной и обязательной деталью, о кторой ученики часто забывают.

Все тело бойца при этом сокращается точно так же, как тело питона. Примечательно, что во многих указанных выше вариантах руки охватывают тело противника не давая ему двигаться – точно так же как и питон охватывает жертву своими кольцами.

«Подтаскивание»

Сбросив руки на уровень нижних ребер, мы с силой тянем их на себя, разворачивая грудь и плечи и сводя лопатки.  Кулаки при этом остаются вертикальными. При этом мышцы всего тела напрягаются максимально – включая даже шею и мышцы лица. В этом движении мы изо всех сил доворачиваем  кулаки друг на друга, мощно напрягая внутреннюю сторону предплечья. Да, в этом положении очень трудно напрячь кулак – однако именно такое упражнение позволяет надежно прокачать предплечья.

В бою же это движение является блоком, позволяющим не только отвести, но и отбросить в сторону атакующую руку противника, – чем освободить себе пространство для удара вперед. Точно так же это движение может означать обхват и сдавливание корпуса противника для броска через грудь;.
Сброс и подтаскивание, да еще в сочетании со скручиванием кулаков внутрь, при этом вполне соответствуют  действиям сворачивающегося питона. «Кольца питона» сжимаются, сухожилия сокращаются , «взводятся», как мощная пружина, готовясь к новому броску.

На примере всего того количества  техник и нюансов, которое мы видим в одном движении простейшего таолу,  мы можем понять насколько важно всё-таки изучать традиционные стили, от которых произошли современные спортивные восточные единоборства. Причем прежде чем говорит об «устарелости» или «неэффективности» чего-либо, надо хотя бы представлять, о чем идет речь.

Для того чтобы иметь возможность оценить технику, необходимо иметь опыт ее использования, понимать все ее нюансы. Какое бы количество ни было кем-то проведено по спортивным правилам, при всем несомненном полученном опыте, это не сможет заменить работу со стилевой техникой.

Чтобы понять понять смысл тех традиционных элементов, которые в виде ката и таолу достались современным каратэ и тэквондо от их предков, необходимо работать именно с этими предками – и прежде всего, с журавлем.

Иначе будет то же самое, что и с «рукой-копьем».

Десятилетиями не только советские, но и японские каратисты набивали пальцы, стремясь добиться того, чтобы они не гнулись при ударе. Десятилетиями мучились, калечились,  сажали зрение, поскольку на кончиках пальцев находятся активные точки, связанные с глазами.

И что оказалось в итоге? Что удар надо наносить вовсе не так. Правильный удар наносится по совершенно другой траектории и служит совершенно другим целям. Могло ли кому-то прийти в голову, что эта самая «рука-копье» гораздо чаще используется для блокирования, чем для атаки?

Между тем, так и есть. Причем, именно в качестве средства блокирования и пресечения атак противника эта форма наиболее удобна для новичков.

Потому изучение  традиционных таолу стилей-предков не теряет актуальности до сих пор, если мы хотим правильно понимать и развивать боевые искусства.

 

По этой ссылке вы можете заказать вышедший недавно подробный учебный видеокурс по таолу Ба Бу Лиен

 

 

 

 

Leave a Reply