Найти на сайте: параметры поиска

Еще раз о макки

16 октября 2012 - Сенчуков Ю.Ю.
article116.jpg

Макки - это очень ценная вещь, важный промежуточный этап для обычного человека, помогающий перейти с таранного удара на стряхивание. Дело в том что если вы пользуетесь макки, исчезает необходимость делать качественный переход: все чисто количественное - меньше массы, меньше закрепощения, еще меньше, ага; меньше величина структуры, еще меньше; еще один элемент отключили, еще чуть повысили скорость за счет сброса этой "отработанной ступени"; ага...

 

 

Если кто-то не знает, как выглядит  базовый КОНТЭНовский удар - макки - то его проще всего определить, как "горизонтальный уракен вперед, с подпиранием бьющей руки корпусом в момент контакта".

Если же после этого вам по прежнему непонятно, что имеется в виду, поступим так: возьмите пояс от кимоно, сложите вчетверо, и, оттянув на себя один из его концов, другой наведите на цель - ну, как будто собираетесь резинкой щелкнуть. Резко отпустив пояс, нанесите щелчок прямо вперед, резко сдергивая руку вперед, а потом на себя, чтобы он был резче. Для  большей резкости еще и корпус несколько вперед подать хочется - и это совершенно правильно. 

Выполнив несколько ударов, обратите внимание на то, по какой траектории двигался кулак -а теперь повторите то же самое движение без пояса, нанося удары просто кулаком или тыльной стороной горсти. Сила вас пусть пока не беспокоит - главное уловить суть движения. (см. рис.)

Ну вот - это и был макки, одна из его простейших разновидностей..

Название макки происходит от корейского maek ki, что значит "пресекающий удар". Обычно в тэквондо этим термином обозначают блоки и парирования, но у нас другой подход и соответсвенно несколько другие значения для привычных терминов. Наш удар пресекающий потому что кроме атакующего потенциала он всегда имеет и защитный.

То есть мы и одно и то же движение можем использовать и для атаки и для защиты, не делая между ними технических различий -только тактические.

Макки, как двигательный элемент - это очень ценная вещь, важный промежуточный этап для обычного человека, помогающий перейти с таранного удара на стряхивание. Дело в том что если вы пользуетесь макки, исчезает необходимость делать качественный переход: все чисто количественное - меньше массы, меньше закрепощения, еще меньше, ага; меньше величина структуры, еще меньше; еще один элемент отключили, еще чуть повысили скорость за счет сброса этой "отработанной ступени"; ага...

И работа живота наклоном очень важна - если ее не будет, то удар не "зачерпнет" цель.

Одним из наиболее авторитетных "пользователей" такого удра может послужить Брюс Ли. Вы помните его знаменитый джеб, а также его уракен?

Обратите внимание: он бил их практически одним и тем же движением.

Посмотрите еще раз внимательно, как Брюс эти свои "джебоуракены" выстреливал - а особенно, как он потом от цели руку забирал.

Брюс вообще в этом плане уникальный феномен: это БОКСЕР, который при этом знал кунфу, и хотел драться именно кунфу - а не «типа просто драться шобы всех бить». То есть, не пытался его "изучать" как что-то чуждое - он все таки вырос в среде китайцев, да не простых - а актеров, которые в Китае с кунфу весьма тесно связаны, даже если сами умеют его только изображать. У него не было внутреннего противоречия, обычного для большинства наших, которые поэтому видят в кунфу лишь привычный бокс и потому просто подменяют движения "целиком" - он ВЕРИЛ в то, что так можно сильно ударить. Ко всему у него еще была очень малая собственная масса - фиг бы у него получилось бить только за счет нее. Нужно было изыскивать ресурсы для скорости - и бить именно скоростью.

И вот, у него в этом движении, которое он "поймал", есть именно сплав одного и другого. У него даже характерный боксерский "дожим" кулака превратился в еще один разгонный элемент.

В уракене есть выхлест и возвращение назад, так? Ну вот, выхлест мы используем чисто для доставки кулака к цели, но удар наносим именно забирающим движением, возникающим в районе низ живота-косые брюшные мышцы. Получается то-то типа движения когда кошка лапкой ловит муху -но хитрость в том, что в человеческом движении ловли мухи все движение делается от локтя, потому сила удара невелика - вложенный сегмент структуры, тот самый НУМС, мал, имеет маленькую массу, и радиус окружности мал - удар "срывается" с цели, почти не зацепляясь за нее (потому я в ДЦЩ и рекомендовал это только для носа). А в Брюсовском ударе - это вся рука плюс торс. А скорость - прежняя, да еще увеличенная эффектом кнута. Кошка так же ловит, посмотрите - закрепощенной лапой, от корпуса.

Но Брюсовский удар - это ведь, как ни разбирай, все таки мастерская работа, новичку, даже если он все увидит и поймет, может просто координации не хватить ее повторить. А вот макки для него окажется в самый раз: и на первом, еще достаточно медленном "таранном" этапе, и в дальнейшем, когда удар бьтется вообще почти без тела, одним лишь хлестким стряхиванием.

Наносится удар так:

- выносишь руку, как будто хук собираешься бить - не слишком рано, чтобы не "зависал", именно в самый раз.

- бьешь именно хук - но не в лицо противника и не в блок который он уже успевает ставить а в точку перед его лицом -вот так, наискось.

- в этой точке, еще не потеряв инерции, выхлестываешь от локтя уракенным движением, которое в результате сложения векторов идет вперед, одновременно "втягивая" локоть внутрь.

Вот он, макки, обманчивый и универсальный. им можно и наружу выхлестнуть и внутрь "зацепить", и прямой удар нанести, и боковой, и внутренней стороной предплечья удар противника отбить, и внешней,, и запястьем, и даже локтем ударить - и все на одном движении.

Макки ведь изначально и родился как обманное движение: показать хук - а хлестануть с другой стороны, вокруг блока, вот этим полуапперкотом, длинным, - полууракеном. Или дать сбоку локтевым ударом - а потом "раскладной рукой" обогнуть подставку и достать. Но там такая перегрузка в локте возникает, что либо закрепощай раньше, чем надо, либо связки дергай. А если еще противник на разгибе "челюсти" против локтя успеет сделать - вообще порвется все нафиг. Потому надо в ударе тут же, еще на хлысте, эту инерцию перенаправить и руку провернуть, либо книзу, как в Хунгаре или Чой Ли Фут делают, либо кверху - как журавли, и как я сделал. мотивация у меня простая была, вообще детская: сказал Па Сит, что все "не как в каратэ должно быть", а самое простое "не как", это полностью наоборот - вот и повернул я кулак ладонью кверху. Чтобы локоть не на перегрузку шел, и не давал противнику его сломать - а как бы прогибался внутрь, "сбрасывал" уже ненужные после удара инерции - куда? Вперед. В отталкивание от цели. И получался еще очень классный эффект, что время воздействия кулака на цель становилось очень большим, за счет этого проворота - но сохранялась огромная скорость доставки. То есть удар получался очень тяжелым, но при этом не терял скорости, а за счет того то уходил по другой траектории - очень хорошо мог использоваться и как блок. А за счет того что в нем появлялась такая колебательная волна, он этой волной мог "хлестать" в обе стороны, по моему желанию - причем не только в одну какую-то, но и в обе сразу.

Так вот - большинство вот этих блоков запястьем, то в каратэ нарисованы, но никто не пользуется - ну к примеру те, что хотя бы в «брянской» форме КОНТЭН есть - так они без понимания такого вот хлеста просто бессмыслица. Человек, который таранные цки привык втыкать, как вилы в навоз, абы поглубже, именно из-за такой привычки их вообще никогда не поймет. А макки - открывает дорогу именно к этому.

И потому я писал неоднократно, что базовым ударом в каратэ должен был быть не цки, а уракен.

Но уракен - это хоть конечно и получше, но тоже только "полключа" - те же самые какуто, построенные от них, будут простыми выхлестами, без продолжения. Волна нужна, живот нужен, то есть даньтянь - сброс вперед нужен.

Макки нужен.

Вот кстати и типично "внешний" подход: смотришь на каратистов - у кого цки в процессе долбежки в макки превратился, тот, выходит, готов к тому, чтобы этот выхлест осваивать. А кто не готов, и все долбит таранными - так и пускай себе долбит, считает что молодец, и все у него как надо. И с самооценкой все у него в порядке, и нервы не треплет ни себе, ни учителю, и дерется вполне удовлетворительно. А если нет, пусть лучше идет покачается , чем голову недоступными материями забивать - это он понимает, опять же внутреннего противоречия не будет... И лишней головной боли у учителя - тоже. И в школе такой дуболом тоже вполне при деле – надо же на ком-то более умных обкатывать…

В семье как говорится не без…. ну вы понимаете … - но при этом ведь ВСЕ СВОИ? В семье, в клане, каждый делает то, к чему наиболее способен. От каждого по способностям, каждому по труду - и никаких проблем…

Так и учили ведь. Вот это и была – традиция.

(Интересно, где бы были те сегодняшние умники которые требуют для всех «одинаковых канонических методик», да еще при этом и одинаковых результатов?)

Ну, я тоже не против.

Но кто мешает изначально в канонах кулак ладонью вверх повернуть? И локоть на подаче чуток в сторону вынести? Это ведь все смогут?

Вон Боб Хонибалл макки бьет - у него это похоже на то, как ковбой кольт из кобуры выхватывает, снизу вверх. Ну так он каратист, да еще и журавль плюс тайцзи - у него в буквальном смысле самый настоящий "путь китайской руки", чрез нижнюю половину круга, по восходящей. Ну а я через корейские каноны шел, верхнюю половину использовал - которая кстати к боксу гораздо ближе - но к тому же самому пришел. Сверху вниз, снизу вверх -круг-то один: круг колеса, круг разума - какая разница?

Макки - это же не конкретный удар, а принцип превращения вращательного движения в поступательное, как этот шатун у паровоза, который колеса крутит - ему же все равно, в какую сторону колесо вращать? Паровоз же задним ходом ездит?

Опять непонятно?

Ну положите тогда руку локтем на стол и рукавом этот стол как следует протрите. Вот вам локоть описывает горизонтальный круг то выпячиваясь наружу, то вдавливаясь внутрь. А кулак при этом что делает? А "закрепите" его на одной прямой - что получится?

Вот макки и получится.

Легенда еще такая есть: мол, жил был один человек, у него была фабричонка по изготовлению бумаги. При этом он был мастером богомола (ИМХО, южного, судя по дальнейшему). Его попросили обучить одного парня, большие деньги пообещали. Ученик же, скажем так,"мух не ловил" - ни в буквальном, ни в переносном смысле. Вот учитель его и поставил пред большим столом, объяснять напрягаться ничего не стал - а велел бумагу бракованную мять и в комки вот этим движением скатывать - и комки эти поплотнее скатывать и об стол растирать. И так пару лет. Тот в конце концов плюнул и смылся домой: типа так и так, мастер садист, мастер дебил, вместо обучения фигня какая-то - ну в общем, все как обычно, типичный... эээ... ну типичный "мальчик-каратэ". У меня не получилось что-то - учитель козел.

Отец повздыхал, решил поехать разобраться - а пока послал сына отдохнуть, в бане помыться - с дороги. Тот пошел, со своим братом, стали мыться: взялся он брату спинку потереть, как один раз привычным движением по спине мочалкой слегонца "протер" - и шкуру спустил.

Отец тут сразу - опа! Э нет, сынок, говорит - он тебя все-таки чему-то учил! Давай-ка завтра подарков возьмешь - и обратно, доучиваться.

ДО УМА это дело доводить...

Комментарии (2)
Жека Слива # 30 октября 2012 в 08:06 +1
здравствуйте Юрий Юрьевич изучая макки с интересом долблю по мешку и заметил одну особенность в момент удара если расслабить сустав кисти то получается хлеще и сильнее соответственно с одновременным выпадом и наклоном вперёд и подтягиванием задней ноги,c уважением.
Сенчуков Ю.Ю. # 30 октября 2012 в 11:21 0
Глубина удара уменьшится, возрастет риск травмы запястья. Риск - еще не травма, но...
Если хотите вынесите вопрос на форум.
ЮЮ