Найти на сайте: параметры поиска

Нокаут в сердце - продолжение разговора об оптимальной технике

20 марта 2006 - Сенчуков Ю.Ю.

Продожение статьи "Нокаут - причины и условия" и ее обсуждения на форуме.

По поводу зон поражения, описанных ЮЮ, хочу добавить один врачебный "ужастик" Удар в область сердца в диастолу (это момент когда сердце расслабляется) с очень большой вероятностью приводит к нарушению ритма - фибриляции желудочков. Выглядит это так: удар в грудь и "клиент падает как подкошеный. Далее сценарий такой: если молодой здоровый и рядом есть грамотная реанимационная бригада - есть шанс выжить. При других условиях - кирдык в течении нескольких минут не приходя в сознание.
Со стороны выглядит именно как "чистейший нокаут" - видел ролик, где таким образом убили пацана лет 16-18. Во Франции, на соревнованиях по каратэ - пару секунд поплясали на носочках, сошлись, удар и привет... Что обнадеживает...
- Нужно попасть точно в сердце, а к счастью многие не знают где оно точно расположено. Ну лет так до 40 - пока болеть не начнет!
- Нужно попасть точно в фазу диастолы, которая длиться доли секунды. Причем в определенную фазу диастолы.
- Желательно (хотя совершенно не обязательно), чтобы сердце было предрасположенно к развитию аритмий.
Так что в большинстве случаев это случайность. Но... американская ассоциация сердца запретила удар в область сердца, как один из компонентов кардиореанимации (раньше, лет 10-15 назад с него начинали ). Так, на всякий случай.

Берегите себя.
С уважением, Doc

 

Ваше сообщение насчет удара в сердце очень интересно. Я тоже знаю один такой случай, произошедший на сборах по каратэ в 1979 году, правда с чужих слов (еще бы - мне тогда было 13 лет).

И хочу добавить следующее. Вы ошибаетесь насчет того, что так ударить почти невозможно. Способ есть, и он делает такое попадание гораздо более реальным, чем вам кажется.

Объясню: рассуждая о возможности и невозможности чего-либо, мы строим в уме некую модель, в которую закладываем определенные данные. Исходя из них и из их взаимодействия в рамках этой модели мы приходим к выводу о большей или меньшей возможности ожидаемого результата, или же о большей или меньшей эффективности приема.

Так вот, судя по вашему сообщению, я пришел к выводу, что вы в своих рассуждениях исходили из модели, "свободная стойка у обоих - простой прямой удар в грудь". Действительно, вероятность попадания в нужный момент в нужное место в этом случае очень мало вероятен.

Однако вероятность резко повышается, если мы ее активно ОРГАНИЗУЕМ. Это не более сложно, чем хорошему стрелку организовать попадание в десятку. (То есть, все же не легко, но есть и пути, и способы, и люди, которые это делают раз за разом).

Объясняю: все знают, что удар в горло крайне опасен. Однако большинство начинающих бойцов считают такое попадание случайным, почти невозможным. Почему? Потому что противник перемещается, сбивая прицел, ты сам перемещаешься, стараясь отбить его атаки или нанося свои удары - и тоже сбиваешь прицел; да еще и надо такой момент поймать, чтобы голова задралась и горло открылось. То есть, выходит, что попасть туда почти невозможно, да? Однако опытные бойцы знают что это не так. Правильно организованное перемещение сводит к минимуму нежелательные колебания и даже усиливает удар. Правильно выставленные структуры позволяют наносить удар "навскидку", практически не целясь. И, наконец, открытие горла можно легко организовать. Как?

Предварительным легким ударом в лоб, как это делают боксеры - и потому важно уметь правильно держать голову, выставить структуру шеи. Выхлестом "баратэ" по глазам, как это делают (или делали) некоторые именитые каратисты - и потому опять же нужно долгими тренировками преодолеть древний инстинкт отшатывания от удара, заменяяя его на уклон или наклон вперед; опять же, лучший способ, известный мне - это отработка ударов головой. Рывком за руку, навстречу удару, что вообще-то должны делать винчунисты - но, к сожалению, слишком многие из них за руки дергать не умеют. Наконец, можно раскрыть противнику горло и применением болевого захвата за руку, который заставляет человека выгнуться и опять же открыть горло - что вообще-то имеют в арсенале практически все - кроме боксеров, которые таких штук изначально не изучали и знать не могут, но и то вполне могут додуматься сами, если имеют достаточный опыт применения бокса в уличной драке.

Таким образом, задача открыть горло противника оказывается вполне решаемой - при условии вашей хорошей наработки и умения контролировать ситуацию, которое без наработки немыслимо. Особенно надежным способом является тот путь, который я описал последним - то есть, приенение болевого или фиксирующего захвата на руку или на голову. В этом случае горло открывается надежно, а удар наносится по зафиксированной цели. Именно поэтому такие приемы есть практически в любом виде рукопашного боя. Именно потому традиционная техника кунфу и каратэ так изобилует бросками и захватами, что к этим системам гораздо ближе понятие борьба, чем кулачный бой. И именно поэтому, кстати, я основным направлением своих поисков сделал именно захваты и прочие борцовые элементы в БИ разных стилей, поскольку именно борьба дает навыки контроля противника - навыки, важнейшие для боя. Удар - это самая вершина айсберга, точка в конце фразы, которую еще надо произнести.

Однако вернемся к теме. С освоения навыка "раскрытия" горла, фактически, все и начинается - только начинается. Раскрыв его первый раз "надежным способом", вы потом уже с гораздо большей легкостью научитесь делать и остальные варианты, поскольку они для вас теперь будут восприниматься лишь небольшими, но постепенными изменениями базового приема.

От горла переходим к удару в печень, селезенку или солнышко - то есть, к ударам "под дых".

Хорошее название, кстати, очень точно отражающее механику происходящего. Я здесь не ошибся - конечно, печень находится справа, под плавающими ребрами, селезанка слева, а солнечное сплетение посередине - но бьем мы обеими руками, а способ наиболее эффективного их поражения, достижения максимального эффекта заключается в том, чтобы ударить именно "под дых", то есть, под вздох, в тот самый момент, когда человек вдыхает и его грудная клетка расширяется, приподнимая ребра.

То есть, удар наносится в тот момент, когда он никак не может напрячь живот (иначе вдох невозможен), а в легких еще нет свежего воздуха. То есть, запас кислорода минимален, и если лишить его возможности дышать (что и происходит в результате удара в солнышко), ни о каком сопротивлении речи быть не может.

Это, так сказать, программа-минимум для удара. Что же касается максимума, то этот же удар может разорвать печень, желчный пузырь, селезенку, серьезно повредить желудок - или же воздействовать на сердце. Но об этом ниже.

И опять перед нами та же самая проблема: это очень трудно, почти невозможно сделать, если работать наобум, из указанной мною выше модели простого удара по неконтролируемому противнику, которая так привычна для многих.

Не стоять же, в самом деле, слушая, как и куда он там дышит? Если поступать так, то он вас забьет гораздо раньше, чем вы обнаружите подходящий момент - да и тот надо еще успеть использовать.

Конечно, эти зоны и так очень уязвимы. Их вполне можно научиться пробивать, изначально сделав ставку на наработку мощного удара. Но люди, которые справедливо считают, что "только слабаки загибаются от ударов в пузо", в противовес этим ударам так же просто накачивают мощный мышечный корсет - и многие потом гордятся тем, что держат абсолютно любой удар в корпус. Такого опять же вряд ли удастся вырубить ударом "на дурнячка", не распечатав.

Вдобавок к этому, даже нетренированные люди при ударе инстинктивно сгибаются, напрягая живот, причем успевают это делать практически всегда, не так ли? Конечно, можно решить эту проблему (не решить, а обойти) за счет скорости и внезапности удара, но это сразу сужает рамки возможностей - удар должен быть первым, вы должны быть атакующей стороной - а противник желательно совершенно нетренированным, потому что только в этом случае он не успеет сгруппироваться. Ну или быть гораздо меньше по габаритам. Ну и что же теперь - отказываться от этого прекрасного удара в тех случаях, когда бой уже идет? Если судить по боксерским боям, в изобилии транслируемым по ТВ, многие именно так и поступают, причем даже профессионалы, претендующие на чемпионские титулы. Дело идет к тому, что умение бить по корпусу становится чуть ли не признаком какого-то особого, не всем доступного мастерства. Ага - если отрабатывать, то доступно все. А если изначально отказаться - типа "это невозможно" или "это очень трудно сделать", если заранее себя ограничить, то только и останется наращивать силу удара, да их количество, и спешить добиться успеха, пока молодой, потому что запаса здоровья при такой работе ненадолго хватает. Да вам же в рот это суют - а вы нос воротите, судя об эффективности техники по своим пока еще незрелым подростковым представлениям. Особенно это касается той многочисленной категории бойцов, которая "в голову только ест". Вы на самых начальных этапах определяете направление своих тренировок, фактически еще не обладая пониманием сути боя. Кто виноват в этом случае что вы этого не умеете?

Кто из простой техники секреты делает - одним своим нежеланием думать и учиться?

А ведь по сути своей принцип вполне понятен и прост в отработке. В этом случае распечатывание происходит либо за счет рывка за руку на себя (при этом движении, хочешь-не хочешь, происходит невольный вздох и ребро приподнимается) либо за счет встречного удара с уклона или нырка под руку. Механика та же, как и поэтапность развития навыка - научившись организовывать ему вздох сами, мы с гораздо большей легкостью замечаем его собственное движение, а главное, гораздо легче обучаемся его ловить "в такт". Дело в том, что обычный бой первой модели имеет свой ритм. Упрощенно говоря: я ударил - ты закрылся; ты ударил - я закрылся. Таким образом и получается, что каждый встречает удар противника в сжатом, "непробиваемом" состоянии. При рывке же на себя этот ритм резко нарушается. Мало того, что вы сбиваете ритм своим рывком - вы еще и натаскиваете протиника на себя, на свой удар. То есть, для того, чтобы овладеть этим нехитрым с виду приемом, вам придется научиться собирать ударную структуру в нужное время и бить без замаха. Вот зачем нужно это умение! В этой ситуации его необходимость проявляется лучше всего. Удар наносится именно "распоркой", жесткой вставкой структуры в цель, как бы надевая противника "на рожон" - и он получает свое, какие бы кубики себе ни накачал. Мы попросту обходим пресс, ударяя в тот момент, когда он не может быть напряжен.

Основная сила в этом случае исходит от ноги и пресса. Если же попытаетесь ударить махом, по привычке - сами убедитесь в том, что удар гораздо слабее, да и сами вы стоите не очень удобно.

Места нет! А противник валится на вас - то есть, при ударе махом вы вполне можете организовать ему немалый бонус, фактически сделать за него всю работу и самолично устроить ему наилучшие условия для перехода в борьбу. И если он борец - то тут вам и крышка.

Так вот, возвращаясь к теме - рывок за руку придает вам встречный импульс, облегчает своевременную подачу ударной руки вперед. Именно поэтому начиная с него обучимться бить под дых проще - ведь встречный удар на уклоне идет по той же самой динамике. Но вот наработать этот удар без рывка гораздо сложнее, и времени на это тратится больше.

Итак вот у нас пара: рывок-удар. Ба! Что я вижу? Да это же классика каратэ! Рывок за руку (хики-тэ) и надевание противника на цки-распорку. Ага. Точно. Классика. Только очень хорошо забытая и мало кем сегодня изучаемая, поскольку на соревнованиях захваты запрещены. Вот еще один пример насчет того, как и что изучается - и насчет традиций, которые вроде бы эти соревнования помогают хранить.

Так что еще раз есть повод подумать, кто и что ругает в каратэ и кто и что в каратэ защищает. И кто на самом деле о сохранении смысла традиций больше беспокоится.

Ну да ладно - вернемся к теме. Удар в сердце является следующим этапом развития техники, который следует за ударом "под дых" и который логически из него развивается.

Если исходить из многократно упомянутой мною первой модели боя, которую я уже не побоюсь назвать профанической, то вероятность такого эффекта крайне мала - но все же достаточно велика, о чем свидетельствует приведенный Доком факт запрета ударов по груди в качестве средства реанимации. Ведь реанимируемый человек полностью расслаблен. Все инстинктивные механизмы, непроизвольно собирающие мышечный корсет при ударе, отключены. При этом тело лежит на спине - то есть находится в зафиксированном положении. Шансов того, что деформация ребер и внутренних органов перейдет в простой толчок, перемещающий все тело целиком (а это гарантировано при положении тела стоя) практически нет. Именно поэтому даже женщина, делая искусственное дыхание, вполне может сломать ребра мужчине.

И вот, при этих условиях даже слабый удар вполне может воздействовать на сердечную мышцу "не так" - и если не дай бог, попадет в нужное место и в нужное время, что справедливо называют "дурацким счастьем", то...

Поэтому американские реаниматоры - ох как правы.

Еслиже мы бьем под сердце, то рывок на себя или фиксирующий захват вполне могут обеспечить фиксацию тела или даже встречное движение (что даже хуже), и, переключив внимание на потерю равновесия или на боль в руке, добиться расслабления мышц хотя бы на долю секунды - которая благодаря самой механике приема, будет тем не менее использована с большой вероятностью попадания.

И тогда произойдет тот эффект, о котором пишет Док.

И все систолы-эписистолы будут по боку - удар снизу вверх или снизу наискось под ребра практически бьет прямо по сердцу, сдавливая его и сбивая ритм. Что тут говорить о предрасположенности к аритмии? Такой удар, нанесенный точной рукой, а уж тем более ногой, вам тут же ее организует, каким бы быком вы ни были и какие бы идеальные кардиограммы ни выдавали буквально за минуту до этого.

Сердце, наполненное кровью, может просто лопнуть, в конце концов. Народ ведь тренируется с запасом, чтобы количество силы, которую можно вложить в удар, существенно превышало необходимое. Причем удар может быть направлен не только прямо снизу-вверх (апперкот, удар коленом), но и снизу-вверх-наискось (короткий хук, удар носком ноги). Во втором случае хитрость заключается в строении грудной клетки. Ребра образуют Л-образную конструкцию, соединяясь над солнышком. Удар приходит изнутри в левую "ножку" буквы, как бы "зацепляя" ее и чуть приподнимая. При таком способе расстояние до сердца минимально - то есть, эффект или вероятность эффекта будут близки к максимуму. Ну а что касается самого удара, то его можно наносить и не только кулаком, а и локтем, коленом или носком ноги. Все эти приемы есть в классических арсеналах практически всех стилей каратэ и ушу, изучаются как базовые, и спасение для огромного количества людей заключается только в том, что они изучаются неверно, теряя боевой потенциал благодаря большому количеству канонизированнных неудобиц.

В заключение добавлю еще пару слов об избытке силы. Я ни в коей мере не хочу поддерживать широко используемое в рекламе БИ профаническое утверждение о том, что "сила не нужна". Это завлекашка для домохозяек и доходяг - или тех, кто подспудно считает себя таковыми. Такая публика является большинством среди клиентов (еще бы - кто считает доходягами всех других, как правило и сам уже неплохо обходится и имеет соответствующий опыт), но им при этом почему-то кажется, что как только они войдут в зал, их сразу же начнут бить, валять по полу или же заставлять делать какие-то головокружительные трюки. Им, конечно же, очень хочется все это уметь, но они... не умеют. Это, так сказать, обратная сторона рекламы. Ведь реклама так или иначе создает впечатление того, что стоит только тебе надеть правильное кимоно в правильном зале, как тут же ты станешь крутым бойцом и все такое прочее.

И в кино так же - только парень пришел заниматься - и через пять минут он ниндзя. А каждый лох, каким бы лохом он ни был, все-таки чувствует, что конкретно он через пять минут ниндзей... ну никак не станет. Вот и не приходит - говорит, что это не для него.

Но при этом поддерживает общий миф.

Так вот - все описанное мною вроде бы просто - но нуждается в тщательной отработке. Долгой отработке. Легко сказать - избавиться от отклона назад. Ха! Мне приходилось видеть людей с черными поясами, которые не только отклонялись, но даже зажмуривались! Легко сказать - ударить туда-то и туда-то на наклоне вперед. А ты поди попробуй, причем именно в тот момент (и не иначе! иначе не выйдет) когда в лицо тебе несется его кулак.

Легко, хотя и страшновато сказать - разорвать печень, сдавить сердце. А силенок-то хватит хотя бы на то, чтобы структуру удержать? Или хотя бы вовремя ее выстроить?

Как это всем понятно, избыток силы существенно расширяет список уязвимых зон, и увеличивает эффект от удара. Однако слава богу, что народ в большинстве своем, как обычно понимает это самым дебильным образом, и сперва качает силу, а потом ставит технику, что практически сводит к нулю вероятность освоения таких техник и такого их применения. Преимущество в силе, являющееся решающим на первых этапах обучения и на первых соревнованиях (ах, эти соревнования!), действует только до тех пор, пока человек не приобраетает технику и опыт. А потом может быть очень даже наоборот, и то, что вчера было преимуществом, вполне может превратиться в обузу, увеличивающую твою инерцию и замедляющую действия. То есть, человек в подавляющем большинстве случаев привыкает все решать за счет избытка силы, заменять ею технику - и при этом вовсе не думает о том, что неоптимальная структура открывает и для противника более чем широкие возможности контратаки, или даже простого сопротивления.

Он, как правило, не занимается выставлением ударных структур, он вместо этого качает силу - то есть, в процессе этого у него сами по себе нарабатываются другие структуры и навыки, более пригодные, к примеру, для поднятия тяжестей. Ведь нельзя качать силу не прикладывая ее к чему-то - а процесс ее приложения ну никак не возможен без структур. Именно поэтому в бодибилдинге так много упражнений, качающих какие-то мышцы отдельно - чтобы создавать не структуры целиком, а их фрагменты, которые могли бы быть потом использованы - и используются - для создания каких-то других. Но при этом подходе, как правило, страдает координация - то есть, та самая "ци" - так что старые способы сплошь и рядом оказываются более верными, а китайцы-мастера - более тощими, чем их европпейские увальни-ученики, но мастерами - и кувыркают этих учеников, как хотят.

Это как раз и есть тот самый вопрос: тренируем мы грузчика или бойца, быка или волка? Дело опять же не в абсурдном по сути своей стремлении свести все к простейшему выбору "или то - или это". Дело в пропорции, в которой все это должно нарабатываться, в последовательности, к которой, вобщем-то и сводится любая методика.

Сила, которую ставят впереди техники, вырабатывает привычку к силовым коррекциям положения тела (структур) - или вообще привычку обходиться "без структур" (как многие гордо заявляют, "бить из любого положения"), на самом деле складывая их абы как, в вариантах подчас весьма далеких от оптимального, добиваясь эффекта только за счет избытка силы, из которой дай бог несколько процентов расходуется на желаемый эффект, и которая при таком использовании гораздо более вероятно может привести к собственной травме суставов, позвоночника и т.д.

Упор на силу при подготовке, особенно когда сила нарабатывается только методами бодибилдинга, приводит к тому, что сложившиеся способы применения силы не являются самыми оптимальными для их использования в в ударе и вообще в бою, то есть, не обеспечивают причинения внутренних повреждений - но внешний эффект в виде сбивания с ног и прочего кино, как правило, вполне удовлетворяет силачей, отвлекая их от мыслей о поисках чего-то большего. Что, повторяю, очень хорошо.

ЮЮ.

 

Похожие статьи:

КОНТЭННокаут – его причины и условия.

Обзоры боевых искусствРешает бокс?

ПсихологияТренажерная наработка и реакция

КОНТЭНО ПОЗИЦИЯХ и ТРАДИЦИЯХ

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!