Найти на сайте: параметры поиска

О семинаре с Джеффом Биноем в 2011 году и о значении ката

31 мая 2016 - Сенчуков Ю.Ю.
article135.jpg

В 2011 году, в Москве состоялся совместный семинар КОНТЭН и Международной федерации боевых искусств I.M.A.F.- EURASIA (INTERNATIONAL MARTIAL ARTS FEDERАTION), который проводили я, (Юрий Сенчуков, разработчик системы КОНТЭН) и Джефф Биной, 9 дан Сетокан каратэ-до, 10 дан Ко-рю каратэ-дзюцу

Джефф Биной вышел на нас через Вячеслава Болонова, представителя ИМАФ в Москве,  который связался с моим московским инструктором Сергеем Лукичевым.
 Основатель ИМАФ  — личность весьма интересная. Начнем с того, что хотя основной диалог и происходил на английском языке, бельгиец Беной вполне бегло разговаривает по-русски… Прославленный мастер каратэ до сих помнит тот язык, на котором с ним разговаривала его любимая бабушка, хотя бОльшую часть жизни общался с японцами и корейцами и объездил весь Дальний Восток. Однако при этом Джефф считает, что по национальности он кельт, чем несказанно гордится: старается не пропустить ни одного кельтского мероприятия, особо выделяя среди них те, которые посвящены кельтским боевым традициям. О кельтах и их боевых  искусствах Джефф может рассказать не меньше, чем о каратэ… Но в основном, конечно же, сэнсей Биной известен, как большой специалист и признанный эксперт каратэ Сетокан.

Джефф Биной

В молодости Джефф был капитаном сборной команды Бельгии по каратэ и неоднократно ездил в Японию, участвуя в различных международных чемпионатах. Сегодня он активно продвигает тему достилевого каратэ, занимается изучением и расшифровкой старых ката — тех, которые сегодня не используются в соревновательной практике, но использовались раньше в традиционном обучении. Джефф  считает, что эти ката несут в себе огромный тактический и технический потенциал, необходимый для постижения подлинной сути каратэ.  Его ИМАФ — небольшая, но достаточно основательная федерация, имеющая в России несколько представительств и достаточно широкий круг надежных последователей.
От одного из таких последователей и представителей, Вячеслава Болонова,  Джефф и узнал о том, что в России, существует стиль КОНТЭН, «лаборатория боевых искусств»,  ставящий своей целью исследования истоков боевых искусств и традиционных методик, оставшихся за рамками современного спорта. мы исследуем другие стили и истоки современных популярных систем. В ходе общения мы решили провести совместный семинар, так как мы, по сути занимаемся одним и тем же делом – а значит, обмен опытом будет нам только на пользу.

В качестве темы семинара он предложил разбор «Вашидэ-но-ката» (Рука орла). Эта ката относится к стилю который до сих пор известен в Китае как «Золотой орел». Но это не тот стиль орла,  который мы знаем, как «северный орел» или привыкли видеть в китайских боевиках про кунг-фу, и тем более не тот «подражательный стиль», который можно увидеть на соревнованиях по ушу, и который заключается в выполнении гимнастических упражнений с периодическим принятием картинных поз.  «Южный орел» был обоим нам интересен тем, что так же, как и огромное количество южных стилей, он создан на базе «Журавля». А поиск и собирание фрагментов и деталей этой некогда единой метасистемы является уникальной возможностью найти множество неявных, и оттого особенно важных секретов энергетики и боевого применения.

Замечу, что «южношаолиньская база», в отличии от северной, гораздо более унифицирована и поэтому все стили там очень похожи друг на друга. Причина в том, что южношаолиньская традиция сформировалась  как гораздо  более поздняя по сравнению с северной. Поэтому вместо  разнообразия стилей ушу, культивируемых на севере Китая, вместо демонстративно «обезьяньих» или «птичьих» движений спортивных таолу,  в южных стилях все подчинено одной цели – боевой эффективности.

Джефф Биной показывает защиту от удара ножомИсходя из этого мы должны понимать, что существующие стили на юге Хуцзун цюань (южный тигр), Чоу-гар (южный богомол семьи Чоу), Бакмэй (белая бровь), Джуклум (богомол бамбукового леса) и другие подобные им стили, никогда не ставили целью подражать животным или получать баллы за зрелищность на соревнованиях. Соревновательный стиль Наньцюань, собранный из элементов всех этих стилей, на деле не является боевой системой, поскольку базовые принципы спорта во многом противоречат тем принципам, на которых основано боевое искусство. В случае южного кунфу эти разногласия слишком сильны. Все стили Юга были максимально унифицированы и были рассчитаны именно на бой. Плотный бой в близком контакте, где удары переходят в борьбу и наоборот. Вот это самое кунг-фу является пограничным между борьбой и «боксом» или говоря попросту — ударкой и борьбой. Названия животных также не обязывали никого подражать им в бою. Стиль получал свое название из-за каких-либо принципиальных особенностей в движениях и тактике, которые аллегорически символизировало то или иное животное.
Основное требование боевой техники – неявность, незаметность для противника, что затрудняет ее распознание противником. В спорте же, как мы все знаем, цели совершенно обратные: ну кому из спортсменов или тренеров может понадобиться, чтобы судья или зритель не заметил элемент, за который он должен ставить оценку?
Потому-то движения традиционного кунфу «традиционно» остаются непонятными для спортсменов, которые вовсе не стремятся преодолеть это непонимание – потому что медалей на этом не заработаешь.
Однако боевые искусства гораздо шире спорта, и при внимательном изучении открывают бойцу такие возможности, которые в спорте остаются неиспользованными.
Так, «Вашидэ-но-ката» интересна тем, что в ней, как и в северном стиле орла, активно используются захваты «Орлиными когтями». Здесь, проводя параллели, стоит сказать, что журавль был в свое время славен тем, что в его арсенале присутствовало огромное количество захватов, заломов и прочих борцовских элементов. Из-за этого его еще называли китайским дзю-дзюцу.
Сенчуков Юрий Юрьевич
После нашего решения о проведения семинара и обозначения его темы, Джефф передал мне необходимую информацию по «Вашидэ-но-ката» для того, чтобы я немного ознакомился и подготовился.  
И вот в назначенный день, я и 26 КОНТЭНовцев из  разных городов России вышли на одно татами с носителями черных поясов каратэ Сетокан.
Это само по себе уже имеет большое значение, поскольку меня постоянно попрекают за то, что я «ругаю каратэ» — как всегда, намеренно «не замечая» многочисленных фактов вот такого сотрудничества
В тот день, кроме установленной темы семинара, Биной проводил еще и аттестацию среди своих представителей каратэ Сетокан федерации I.M.A.F. на черные пояса — после которой мы и приступили к самому процессу тренировки.
По ходу семинара выяснился интересный факт: многие приемы, которые Джефф считал секретными и хотел подать их на семинаре, как эксклюзив, вызвали у КОНТЭНовцев… улыбку. Но при этом получались на ура. Удивленный Джефф спросил:
— Почему они улыбаются?
— Потому что это наша база, — ответил я, тоже улыбаясь, — так уж совпало, что в КОНТЭН мы именно эти приемы  изучаем практически с самого начала.

Дело в том, что проблема с «секретами» и их применением  в боевых искусствах заключается в том, что изучая какую либо базу, человек большую часть времени отрабатывает именно ее. И потом, какие секреты не давай, он менять ее не будет. Ведь тело врать не умеет – у него работает то, что нарабатывалось более продолжительно. И именно на начальном этапе происходит импринтинг, впечатывание в тело определенных навыков движения, которые определяют на будущее и его тактику и технику, которую он сможет применять. Именно в первые месяцы, во время изучения базы, определяется, как будет выглядеть ваш личный стиль. Как это будет выглядеть, с чем будет сочетаться и какие выгоды все это дает в бою. И вот, получается, что настоящие секреты надо давать на первых порах обучения, и именно на них это обучение строить – если же попытаться сделать это потом, то чем позже вы начнете этот процесс, тем труднее будет получить положительный результат.
С начала обучения образуется то основное, чего мы хотим в итоге видеть. Именно эту суть ученик и должен понять в начале своего пути.
И вот, в тот момент, когда мы начали изучать и разбирать «Вашидэ-но-ката», многие из  КОНТЭНовцев убедились, что именно техники старого достилевого каратэ уже входят в систему КОНТЭН, Что КОНТЭН не является выдумкой Ю.Ю. Сенчукова, как это постоянно пытаются представить недоброжелатели… И мы, взяв элементы ката из каратэ и прогнав через КОНТЭНовские упражнения-«монотоны», показали, как эта техника может быть инсталлирована в систему личных навыков бойца — за что получили высокую оценку от Джеффа Биноя.
Сенчуков демонстрирует технику КОНТЭН
«Монотоны» вызвали особенный интерес со стороны Биноя. Когда наши парни начали показывать их, старый мастер взял фотоаппарат и начал со всех сторон снимать происходящее. А после этого спросил: «Вы позволите их использовать в моей программе достилевого каратэ?» На что, конечно же,  получил утвердительный ответ.

Получилось так, что наши парни, занимавшиеся на тот момент один год, в понимании техники Вашидэ-но ката оказались вполне наравне с  каратистами из I.M.A.F. с пятым или шестым даном. Конечно, сложно было бы прогнозировать, у кого эта техника скорее получится в реальном бою  у КОНТЭНовца или у каратиста. Однако, учитывая то что я выше сказал о базе и учитывая то что в спортивную базу эта техника не входит… Да и факт остается фактом — секретные техники каратэ были для нас нормой.

Семинар продолжался –и по мере этого было все интереснее наблюдать, как расшифровки «Вашидэ-но-ката» которые давал Биной, совершенно незнакомый с КОНТЭН, совпадают с тем, что есть в нашей системе, право на существование которой нам приходится отстаивать вот уже третье десятилетие. Я видел, как хорошо наши наработки сочетаются с достилевым каратэ – и это для меня было показателем того, что мы идем в нужном направлении,  и мои выводы, сделанные при изучении других таолу стиля журавля, находят свое подтверждение в рекомендациях признанного эксперта.

К тому моменту, с журавлем я был знаком всего два года, начав изучать стиль Кричащего журавля под руководством Боба Хонибалла, 8 дана Годзю рю и последователя линии Минхэ патриарха Хуан Шен Шуана. Подтверждение моих выкладок, которое я получил на семинаре с Джеффом, было для меня очень важным – ведь, после той встречи с Бобом мне фактически пришлось изучать стиль самостоятельно. Боб конечно прилагал все усилия чтобы мне в этом помочь,  снял лично для меня около десяти фильмов, в которых указал все возможные ошибки, и  подробно разъяснил нюансы, которые я в последствии нарабатывал самостоятельно.
Путь этот  вовсе не был легким: динамика движения журавля была для меня непривычной, у меня был уже свой сложившийся стиль. Первое базовое таолу Кричащего журавля, Ба бу лиен или Папурен, мне пришлось изучать более двух лет – и я до сих пор не считаю законченной работу с этим базовым таолу, определяющим весь облик стиля.
Когда мы расставались с Бобом, после недели общения и обучения, я спросил его, как мне быть со своей сложившейся системой, в которой многие вещи делались иначе.
Боб, старый опытный мастер каратэ, улыбнувшись,  ответил: Не думай об этом. Просто делай ката. Делай и не прекращай»
И вот теперь, на семинаре с другим мастером каратэ, Джеффом Биноем, представителем совершенно другого стиля, я убеждался в том что Боб, старый лис, был прав. За эти два года, пока я возился с таолу, мой КОНТЭН незаметно для меня сильно изменился, пророс журавлем настолько, что стало невозможно отделить одно от другого. Неожиданно для себя я осознал, что по мере того как я терпеливо распутывал загадки Папурена, у меня, разработчика КОНТЭН,  многие элементы сами по себе приобретали все более журавлиный вид.
Сенчуков показывает бросок на захвате бьющей ногиСейчас для меня КОНТЭН без журавля немыслим – но я не считаю, что что-то потерял. Напротив, моя техника обогатилась новым пониманием и новыми возможностями. Это как раз и есть ответ на вопрос, зачем нужны ката и как они работают
Вот зачем.
И, скажу я вам – это того стоит.
Именно поэтому семинар будет полезен тем, кто хочет сохранить и применить стилевую технику, дать новую жизнь традициям и иметь свою законченную систему боя. Тем более, что «Вашидэ-но-ката» мало известна широкой публике. А Джефф Биной один из тех немногих, которые ее знают, практикуют и передают своим ученикам. Теперь и у вас есть такая возможность, быть одним из немногих, кто выучит эту ката и научится ее правильно применять в реальном поединке.
Ката нужны для структурирования ваших знаний в боевых искусствах. Поэтому изучение «Вашидэ-но-ката» имеет большое значение, особенно для тех, кто работает со стилевой техникой. Здесь без ката не обойтись. Именно практика ката дает возможность для того, чтобы их боевое искусство и стилевая техника реально работали. Ката являются живой книгой и несут огромный пласт информации. Если мы отказываемся от ката, то значит, отказываемся от стилевой техники.
Ведь любая ката по сути является законченной боевой системой. Можно практиковать каратэ, используя всего лишь какую-нибудь одну ката, — и это уже будет стиль, это уже будет система. Она, какой бы простой ни казалась поначалу, поможет удержать в «оперативной памяти» гораздо большее количество приемов и связок, чем это можно себе представить – причем по мере практики их количество будет все возрастать. Сама ката при этом будет приобретать все большее количество нюансов, как волшебная книга, которая постоянно сама себя дописывает — а твое каратэ будет приобретать определенный законченный вид.
Ката есть основная практика боевых искусств — и если ее долго практиковать, то она всегда дает свои эффекты, описанные выше.
Стилевая техника может быть сюрпризом для спортсмена по той простой причине, что в спорте многие вещи не отрабатываются из-за наличия ограничений в правилах состязаний. Но они обладают потрясающей эффективностью в реальной жизни. При этом в хороших ката эти элементы увязаны между собой в тактические схемы, которые вы, нарабатывая ката, будете усваивать на подсознательном уровне. Если нет, если вы хотите идти другим путем, дело ваше – но тогда вам придется метаться от одной входящей в моду системы к другой, от партера к стойке, от ударки к борьбе. Искать отдельно то одно то другое, зачастую даже не зная что же еще нужно найти. Что-то пытаться взять  в филиппинских боевых искусствах, что-то тайском боксе и в других системах, при этом постоянно переучиваясь на другую базу – как это делает подавляющее большинство занимающихся. Пытаться потом самим все это соединить, убеждаться в том что многие элементы конфликтуют друг с другом – и рано или поздно сходить с дистанции, отказываться от технического роста, как это и делает большинство занимающихся.
В то время, как в ката все это уже собрано….
Впрочем, не стоит забывать и о том, что подавляющее большинство рано или поздно отказывается от занятий вообще. Потому что их личная система навыков из-за постоянных метаний так и не успевает сложиться и настояться, обрести ту прочность которая необходима для того чтобы действовать и выжить в бою.
Можно сказать так — потому что они оказались не в силах объять необъятное.
То что им кажется необъятным.
Потому что они не изучают ката.

Запись семинара «Традиционное достилевое каратэ от 22-23 октября 2011 года» вы можете приобрести здесь

Похожие статьи:

КОНТЭНКата как сущность каратэ: продолжая "за" и "против"

КОНТЭНО ката, «стилевом движке» и не только

КОНТЭНОбучение через таолу, или малыми шагами - к великой цели

Обзоры боевых искусствЗа и против - или откуда что брать

Обзоры боевых искусствЧто у нас ЕСТЬ?

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!