Найти на сайте: параметры поиска

О вороньем шаге, или зачем ездить в Шаолинь

25 февраля 2013 - Сенчуков Ю.Ю.

Обычный шаг, в нормальном понимании, это, скажем так, "перемещение пешком", когда ноги расставляются в характерную форму, которая, к примеру у каратистов и считается "стойкой".

Вороний шаг - это СПОСОБ сделать любой из "шагов", то есть стоек. (Вот оно наглядное неудобие китайской терминологии - но уж лучше так, чем, написав "стойка", дать кому то возможность утверждать, что в них надо стоять в бою). Выполняется он за счет прыжка обеими ногами сразу.

В бою несколько выгоднее использовать шаг приставной, то есть, обратный процесс, когда из этой самой "характерно-каратистской формы" ноги собираются в кучку, образуя "восьмистороннюю", "динбу" или шизентай. Это существенно повышает подвижность и возможности вращаться и маневрировать, хотя и порождает огромное количество недопониманий и бреда, когда люди, которые могут представить себе только первый способ движения, "расставляющий шаг", начинают кричать что "так стоять нельзя". Между тем - совершенно верно, нельзя, с этим никто не спорил.

Да и вообще спорить не о чем, поскольку при таком движении боец проходит совершенно через те же фазы, что и каратист: у него просто акценты внимания в движении расставлены иначе, и если каратист привык обращать внимание на фазу, когда ноги расставлены, считая ее стойкой, то, к примеру, мой учитель Па Сит считал стойкой тот момент, когда ноги из этого положения уже собрались вместе. Это, скажем так, и было самым главным и принципиальным в его знаменитом тезисе: "Каратэ знаис? Усе наабарот!"
Выгода такого восприятия шага заключается в том, что человек не стремится "застревать" в тех моментах, где неизбежно совершает ошибку "двойной развески", порицаемую во всех китайских трактатах, из-за чего лишается подвижности в бою, а в обучении очень затрудняет себе понимание маневра и тактики в целом.
При этом он получает огромный бонус, цену которому познает только по мере развития мастерства - привычку, совершив шаг, тут же подтягивать заднюю ногу, собираться в одной точке, то есть "центрироваться", сосредотачивать энергию, о чем многие говорят, да мало кто реально понимает. Это очень важный момент, причем совершенно непонятный, чуждый, непривычный и неудобный для человека, работающего от обороны - то есть изначально отдающего инициативу противнику. А таких, как мы знаем, среди новичков и верхоглядов большинство.
Что хуже всего - то что в наше время развитие получают именно системы, которые такие ошибки ввели в свой канон: коммерция конечно идет на славу, "у всех все быстро и легко получается", "обучение идет очень быстро", потому что по факту, ничего в ученике изменять не приходится - но бой в результате будет именно прямолинейным и силовым, кроме того, будут вечные проблемы, как соединить борьбу с ударкой, ноги с руками а атаку с защитой - если, конечно, кто-то вообще рискнет взяться за изложение концепции атаки. Таких попыток буквально единицы - при том, что из разнообразных советов насчет обороны состоит подавляющее большинство страниц в подавляющем количестве книг.
При этом, ИМХО, ни одна попытка описать атаку у представителей таких систем, наиболее ярким примером которых можно назвать М.Тедески, не дала ничего путного. Но такое направление и такое "искусство" очевидно, коммерчески выгодно, потому что толпа невежественных людей с восторгом учится тому, что "и так знает", но упорно противится любым попыткам вывести ее за пределы привычного.
Ну как, к примеру, в ситуации "не хотим делать монотоны, потому что не умеем их делать".
Неуч счастлив от того, что оказывается, "всю жизнь разговаривал прозой", и готов отстаивать свое право быть неучем даже в бою, благо здоровья у него, типа, хватает - а ловкач инструктор потирает руки и не знает отбоя от учеников. (Я от души надеюсь что такие ловкачи все-таки есть - потому что гораздо хуже видеть инструкторов, которые искренне верят, что это и есть "то что надо", абсолютная истина)

Вернемся к шагу - так вот, вороний шаг, это такой способ перемещения когда из одного "стоечного положения", без разницы, положение ли это "расставленных ног", или же положение "собранных ног" мы одним прыжком, толчком обеих ног, перемещаемся в положение, необходимое нам "прямо сейчас", будь то хоть расставленное, открытое положение, хоть "закрытое", центрированное, собранное - здесь разницы никакой.
что вороний шаг дает:
- во первых, "ошибка двойной развески" становится не такой уж фатальной и непоправимой, поскольку наиболее рискованные моменты ВЫХОДА из такого положения просто убираются - количество "дырок" которые может использовать противник, существенно уменьшается.
- во вторых, шаг перестает быть предсказуемой последовательностью фаз "собранности и расставленности", моментов легко предсказуемых и, соответственно, достаточно легко используемых противником. Благодаря вороньему шагу человек может перемещаться и биться, к примеру, одними только "восьмисторонними", не ощущать никаких неудобств, все успевать и при этом постоянно опережать противника по инициативе.
- в третьих, что особо важно в методическом плане, ученик избавляется от необходимости "сперва научиться правильно переходить из одной позиции в другую, а вот пото-ом...". А за счет вороньего шага мы просто "выбрасываем" этот момент, оставляя "стробоскопическую" последовательность только "нужных", конечных фаз, сохраняя структуру ног и предельно унифицируя и упрощая момент перехода. Учим как раз то, что неопытный человек способен заметить - конечные фазы движений, давая возможность телу самому найти наиболее выгодный и удобный путь перехода из одной в другую.
И происходит поистине чудо - ученик, поначалу тратя большое количество энергии на прыжки, естественным образом начинает искать способы ее сэкономить. И - в результате приходит к тем же самым стойками и шагам, находит их прямо "в процессе", причем легко и естественно.

Сложность у такого метода перемещения следующая - он очень энергоемкий, прыгать приходится постоянно. Но как я уже сказал, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ этого недостатка дает огромную выгоду в учебном плане, позволяя ученику найти и освоить на практике гораздо большее количество шагов, перемещений и стоек, чем удалось бы за то же время выучить "традиционно-принудительным методом", за счет напряженного заучивания.
Вообще, сложности и слабые места есть буквально у всех техник, всех методик и всех упражнений - но они превращаются в проблему лишь в том случае когда мы воспринимаем их с позиции "разрушения"(то есть как "недостатки") и соответственно, также пытаемся "разрушить" - то есть устранить, зачастую вместе с неугодной техникой или упражнением, попросту отказываясь от них. Но если же подходить к проблеме с позиции "использования", то любой из этих недостатков может дать нам либо новый навык, либо возможность контролировать или же поразить противника. Воистину здесь "то что нас не убивает, делает нас сильнее".

Возможность подсечки, о которой сразу же ( хотя в основном с чужих слов) заявляют все ученики, конечно тоже есть - но она вообще-то не больше, чем при обычном шаге. Ведь подсечка состоит в том, что ногу совершающую шаг, "ловят" в тот момент, когда она в воздухе, и перенаправляют (подталкивают, тянут, выхватывают или выбивают) в положение в котором она уже не сможет служить опорой для веса, который как раз на нее переносится. Подсечка, проведенная на незагруженную ногу, как известно, гораздо менее эффективна - а может и вообще не дать никакого эффекта.
Велик ли риск подсечки при "собранном" или "вороньем" шаге?
Давайте рассмотрим.
Чтобы не нарваться на подсечку, необходимо:
- прыгать "короче",
- прыгать, удерживая структуру не только "руками", но и ногами тоже, чтобы подсечка не могла "отделить" ногу от основной структуры и вывести ее в неопорное положение.
- проработав с партнером подсечки, обучиться способам коррекции положения ног во время исполнения таких приемов
- изучить контрприемы и приемы перехвата инициативы, использующие намерение противника сделать вам подсечку.
- изучить приемы и контрприемы, проводимые в падении (то есть, как раз для тех ситуаций, когда подсечку вы уже прозевали, и обнаружили себя в полете)
Скажете много? Ну-ну.
А теперь подумайте над двумя вопросами:
Первый: можно ли подсечь человека в более привычном "расставленном" положении? То есть, является ли оно надежной защитой от подсечки?
И второй, заключительный - что необходимо проработать, при привычном способе перемещения, чтобы обезопасить себя от подсечек?
В ответ на первый вопрос любой более-менее опытный борец или каратист-спортсмен из тех стилей, где подсечки входят в число разрешенных техник, скажет вам, что растопыренные ноги подсечь так же легко как и сведенные вместе, и покажет как минимум три-четыре способа это сделать. То есть, привычный шаг не является более надежным - иллюзию надежности создает как раз привычность этого шага. Вы всего лишь чувствуете себя "более комфортно", вот и все.
Что же может дать реальную защиту от подсечек?
Проработке тех же самых моментов, которые я уже указал выше. Абсолютно тех же самых.
И что самое интересное, при их проработке придется формировать все те ситуации, при которых вас могут подсечь - то есть, и собранное положение ног, без которого как ни крути, не обходится и обычная ходьба, и положение "в воздухе", которое даже без вороньего шага встречается сплошь и рядом при внезапных атаках и прыжковых/скачковых ударах не только в таких видах, как каратэ и тэквондо, но даже и во "всем известном" боксе.
Таким образом, мы видим, что ориентация на привычность, как обычно, играет с нами свою коронную шутку - подталкивает чего то не учить, без чего-то "легко обойтись".
Между тем, для того чтобы уверенно противостоять подсечке и активно маневрировать, нам В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ необходимо проработать ВСЕ ТРИ фазы (если хотите,"способа") шага.
Изучая эти способы, осваивая эти положения и ситуации, мы чего добиваемся?
Большей надежности.
За счет чего?
За счет того что ВСЕ ФАЗЫ проработаны, то есть стали ПРИВЫЧНЫМИ.
Работает лишь то, что наработано
Все, что работает, НАРАБОТАНО, то есть когда-то и как то нарабатывалось. Хоть прыжками с пенька на пенек, как в Шаолине, хоть нормальным объяснением, обращением внимания ученика на ВСЕ фазы шага и движения.
Конечно, гораздо проще дураку ничего не объяснять, а просто поставить его на пеньки, и пусть прыгает - это во многих кинолентах показано - но дураки, увы еще и нетерпеливы, как правило... Огромная мотивация нужна у ученика и огромнейшее доверие к учителю и предмету обучения, чтобы день за днем прыгать и прыгать, НЕ ЗНАЯ, что же именно нарабатывается и что должно быть наработано.
То есть рассматривая две вещи - пеньки или объяснения - той из них, от которой можно отказаться, оказываются как раз пеньки. Это даже даст выигрыш за счет того, что не надо тратить время на их установку и снизится риск травм.
Пеньки, то есть, в данном случае всего лишь экзотический антураж, то же самое как и бритая голова или оранжевый подрясник, судя по которому дурак определяет "вот это - настоящее кунфу".
Проблема лишь в том что люди охотнее побреют себе голову, наденут оранжевую хламиду, вкопают столбы, поедут в Китай или куда-то еще, к черту на рога - лишь бы избежать необходимости что-то менять в своих привычках и мировоззрении.
Смотрите - все то, что они делают охотно, так или иначе сводится всего лишь к тому, что они могут "потратить на это" энное количество денег. Ну, и времени, конечно.
Отдать деньги туроператору, и считать это большим "подвигом" со своей стороны. При том что сегодня в Таиланде отдыхают в год около двух миллионов россиян, а в Китае, на усиленно рекламируемом Хайнане - около миллиона...
Но, как я писал еще в ДЦШ, если не произошло изменения в сознании, и эти деньги и это время в итоге оказываются потраченными зря - ибо хоть в Китае, хоть здесь, человек смотрит - и НЕ ХОЧЕТ видеть, слушает - и НЕ ХОЧЕТ слышать...
... И в итоге, в том же Шаолине, мы сегодня можем услышать такое знакомое пьяное гыгыканье и мат, увидеть все те же знакомые картины, на которые и дома не хочется смотреть...
Люди приехали "приобщаться к традиции", понимаете ли. Некоторые "адепты" целый год на это деньги копят, и со значением об этом друг другу рассказывают.
Приобщение состоит в том, чтобы фоткаться с монахами в красивых позах, которые и есть "настоящее кунфу".
Ну а потом заниматься тем же, к чему привыкли - бухать и блевать по кустам.

Комментарии (1)
    # 26 февраля 2013 в 17:08 +3
удобная штука эта иноходь - сразу видно что иноходец.. rofl