Найти на сайте: параметры поиска

Шесть ладоней КОНТЭН

12 июля 2007 - Сенчуков Ю.Ю.

Все, мы поехали.

Как я уже говорил, для меня было очень важно, чтобы этот семинар все-таки состоялся. При этом мне также важно было и то, чтобы на нем присутствовали те люди, которые действительно верят в КОНТЭН и будут действительно его развивать в своих городах. Тем более важно, что на форуме и в письмах иногда мелькали вопросы, которые свидетельствуют о том, что люди не понимают, что такое Ладони КОНТЭН и  какова их  роль в системе.  Между тем уже было два семинара по теме ладоней, в Москве и в Питере – но ни среди москвичей, ни среди питерцев не нашлось никого, кто попытался бы рассказать, что он на этих семинарах увидел. Типа, у нас Юрич есть, он сам вам все распишет.

Ну ладно, распишу. Кое-что.

Шесть ладоней – это новая, реструктурированная база КОНТЭН.

То есть, КОНТЭН остался сам собой, все принципы и приемы те же, но вот сгруппированы они иначе, вокруг нескольких базовых структур сброса силы, нескольких принципов движения, которые, собственно и есть ладони.

Ладони – не просто приемы, и уж тем более, не «еще одни приемы». Это скорее возвращение к истокам, самым основам движения. То есть, конечно, у этих форм, которые отныне будут «классикой» КОНТЭН, есть вполне неплохое боевое применение, но оно далеко не самое главное в данном случае. Важнее то, что теперь в довольно простых и немногочисленных формах объединены и удары руками, и удары ногами, и броски – короче, весь технический арсенал и вся принципиальная база. После ознакомления с ладонями уже мало кому будет казаться, что «ЮЮ каждый раз дает что-то новое». Может, конечно, в чем-то мы при этом и проиграем – но зато, я надеюсь, мне удастся научить вас открывать это новое самостоятельно – в тех же самых ладонях. 

Подобный принцип составления принципиальных форм или «ката» не новость – так составлены ката дзюдо, та же задумка была при составлении Ки-бон-суль в хапкидо, разве что там она реализована не очень внятно. Да и не было такого желания - выдумывать нечто, вообще ни на кого и ни на что непохожее. Это все от лукавого, знаете ли – если на это повестись, то в результате потратишь кучу времени впустую, и при этом еще вынужден будешь отказаться от множества великолепных и эффективных вариантов только потому, что они, мол,  у кого-то где-то  есть. Если для тебя главное именно то, чтобы «не как у всех», то это не меньшая глупость, чем бездумное копирование того, «что у всех» - понимания сути дела в этом не больше, а реального толку зачастую даже меньше.  Между тем, наступать на эти грабли вовсе не обязательно – достаточно иметь четкое понимание, что именно ты хочешь взять, а что – отбросить.

Итак, шесть ладоней. Почему ладоней, а не кулаков?

Ну, потому что, с одной стороны, кулак, как форма ударной поверхности – не более чем частный случай ладони. То есть, ладонь  в этом смысле гораздо «больше» кулака, гораздо вариативнее. С другой стороны, «кулаком» часто называют отдельный  самодостаточный стиль, а ладони –это только заготовки для такого стиля, еще неконкретные, не детализированные. В этом плане они «меньше»  кулака. В стиле-«кулаке», как правило, присутствует четко сформированный, ясно выраженный движок – а здесь их несколько, но именно заготовок для движков, развить которые – задача ученика. Точно так же, к примеру устроены ладони багуачжан и «первоэлементы» синъи. 

Но вы, наверное помните мои претензии к багуа и синъи? Мол, это стили-апгрейды, не обладающие четко прописанной и конкретной базой?  Ну так вот – эти самые ладони КОНТЭ,Н вполне сгодились бы для «предобучения» багуа и синъи, поскольку дают ученику предметность приложения усилий и практическое применение движений, без которых правильное понимание и продвижение существенно затрудняется. Любую ладонь багуа, к примеру, можно разложить на более элементарные составляющие, которыми оказываются наши , контэновские ладони. То же и с синъи – смысл первоэлементов становится более понятным и более простым, человек может мыслить более оперативно и более свободно.

Всего в КОНТЭН ладоней восемь, но из них шесть основных и две –дополнительные. Дополнительные – это просто наиболее часто встречающиеся вариации основных, которые нужно проработать более детально, но принципиальных отличий у них нет.  То есть седьмая ладонь принципи ально почти не отличается от второй, а восьмая от третьей, но различия все-таки присутствуют, и они достаточно важны, чтобы их выделить. Но об этом ниже.

Как известно, в фехтовании нет четкой разницы между атакующими и оборонительными движениями. Все решает контекст. Поэтому и ладони также не имеют четкого определения, атака это или защита. Но первым толкованием, с которым сталкиваются ученики, является именно атака. Можно сказать, что ладони КОНТЭН – это прежде всего образцы базовых атак. Первичное действие в каждой ладони, конечно же, удар рукой, но при этом каждая ладонь имеет свой специфический шаг, который легко порождает удар ногой соответствующей формы, а кроме того,  характерная структура каждой ладони дает возможность совершить несколько бросков, заломов и других воздействий. К примеру, весь кикбоксинг можно развить на базе пятой ладони – и одной ее будет достаточно, чтобы вполне успешно «сойти за своего» на соревнованиях. Если изучить как следует, конечно.

То есть, те люители дешевого и сердитого, которые долго требовали некоего универсального «гопник-дзюцу», могут быть довольны – теперь в их расположении есть довольно малое число обязательных элементов, которые при освоении дают очень большое количество вариаций.

То есть, как говорится, никто не уйдет обиженным.

За основу при составлении ладоней была взята кривая сабля- шамшер – как наиболее характерное оружие, используемое в КОНТЭН. Сабля – оружие очень интересное и коварное, с одной сторны выпуклое, с другой – вогнутое. Так и в ладонях – одни «выпуклые», вытесняющие, другие – вогнутые, огибающие. В связи с использованием наиболее мощных естественных «усилителей» удара все ладони также делятся на восходящие и нисходящие.

Сгруппированы они через одну.

Первая ладонь – нисходящая, вытесняющая. Наиболее близкий аналог – пичжан из синъи цюань или паккат сонкальмакки из тэквондо. Смысл – атака с фланга,  сметание в сторону конечностей противника и развитие успеха с помощью второй руки. Выполняется на полулунном шаге, или «прыжках через ручей». Удар ногой – кокуро чаги или чуть измененный йоко-гери кэаге. Все, кто видел, были  очень впечатлены. А ведь это – только правильная механика, не более.

Вторая ладонь - восходящая, огибающая, внешне очень «багуанская». Она поражает противника на уклоне, проскальзывании снаружи или под рукой. Наиболее близкие варианты – восьмая ладонь багуачжан «вращение жернова» или цзуань-цюань из синъи. Основной шаг – байбу, Удар ногой –битуро чаги или гяку-маваси-гэри.

Третья ладонь – нисходящая, вытесняющая, очень «шаолиньская» с виду. Представляет собой удар накрест из шага в сторону «мабу». Очень неожиданно, очень действенно, к примеру в схватках с боксерами, хотя у них есть и свой аналог такой атаки –«кросс». Шаг, как  уже и говорилось, мабу, удар ногой – ан-дэ доле ги. Или микацуки. Но какой, опять же! Уверен, что большинство из уважаемых читателей о таком варианте даже не догадывалось. Кто увидит, тот увидит.

Четвертая ладонь – восходящая, вытесняющая. Манера движения обезьянья, с нырком-приседом.  Наиболее похожее действие – агэ-укэ или же горизонтальный удар уракен. Шаг приставной, характерная восьмисторонняя стойка. Удар ногой – хорьо чаги или какэ-гэри.

Пятая ладонь – нисходящая, огибающая. Манера движения – ну, свинг он и есть свинг, вполне по-боксерски. Но это не только удар – тут и захваты и броски вполне простые и неожиданные – к примеру ,бросок через бедро. Шаг – коубу, удар ногой, соответственно, маваси-гэри.

Шестая ладонь – восходящая, вытесняющая, очень сложная, боле всего напоминающая тайцзи. Основной смысл – подпирание, выполняется с поворотом спиной к направлению движения. При этом спина вовсе не открыта, а противник получает неожиданный удар в пах. Шаг…. ну, тут не опишешь в двух словах, но вполне по багуа или тайцзи, а удар ногой – оборотный удар пяткой назад.

Седьмая ладонь – очень простая, уже заслужившая в народе прозвище «бешеный лыжник». Трудно назвать ее огибающей, но тем не менее, она ею считается. Это очень мощная таранная атака по восходящей, практически прямой траектории вперед вверх. Одна из наиболее часто встречающихся во всех стилях атак. Шаг – гунбу, удар ногой – ап-чаги или маэгери.

И восьмая – «колесо». Незаменимая вещь  для бросков или неожиданных атак в манере пигуа-цюань – и, кстати, очень полезная при моих травмах плеча.  Кто работал с нею, согласятся, что это незаменимая вещь при изучении боевых разворотов и поворотов. Которая, кстати, очень наглядно дает понять, как, когда и где нужно применять наклонное положение корпуса и почему без этого наклона о поворотах и вращениях лучше забыть. Шаг – сюйбу, удар ногой – нэрьо чаги.

Вот такие у КОНТЭН ладони, вот такая у нас теперь база.

Естественно, что те, кто приехал на семинары, это увидят и проработают более детально. Но ведь так и положено, не правда ли?

Семинары я устроил так, что когда бы человек ни приехал, он начнет с азов, а по мере углубления в материал будут раскручены и ноги и броски и все-все все. Потому и разбивки никакой не было – ладони, мол и все. Дело, то есть, не в том, когда ты приедешь, а в том, насколько ты вработаешься.

Кстати, там хозяин двор замостил и навес сделал, так что тренировки теперь будут и в середине дня – как раз будем спарринговые варианты отрабатывать в это время.

Поработаем на славу, надеюсь – тем более что и народ подобрался соответсвующий – тут и чемпион по спортивному ушу, и бывалый тэквондоин, и самбисты…

Короче, весело будет.

А если кому вдруг завидно стало – что же,  догоняйте, адрес на сайте, прогонять не стану. Особенно учитывая ту лихорадочную деятельность по доставанию билетов, через которую теперь вам придется пройти.

А остальные – что же, ждите видео.

Пока

ЮЮ.

 

Похожие статьи:

Стиль КОНТЭНКраткий очерк системы КОНТЭН

КОНТЭНДеньги, КОНТЭН и халява

КОНТЭНЗачем КОНТЭНу формы

КОНТЭНБлоки и атаки

КОНТЭНОбретение ДАО

Комментарии (3)
Азамат Чинасов # 8 сентября 2012 в 00:50 0
Видео по остальным ладоням кроме 1-ой и 2-ой не помешали бы, эт точно. У меня есть рабочие варианты с семинара, но я так понимаю, что где-то есть более серьёзно отснятые заготовки этого добра.
Согласен, что накатав ладони в качестве атак, вытесняющих, огибающих защит, ударов ногами и бросков, НАМНОГО легче работать с пресловутой троицей синъи, багуа, тайцзи и другими стилями ушу.
Олег Ч # 8 сентября 2012 в 01:55 0
Есть подробное видео по четырем ладоням, снятое в Питере по моему в 2008 году. Показаны базовые формы
Ладоней, шаги,удары ногами ,наработка и применение. Показывает Ю.Ю., ассистирует Володя Ли.
В интернете фрагменты этих записей выложены.
Азамат Чинасов # 18 сентября 2012 в 11:35 0
Поправлю чуть-чуть. Есть демонстрация лишь двух ладоней с Володей Ли: "Первой" и "Второй", а также ролик о макки. И всё. По третьей и четвёртой таких роликов с качественными бункаями, шамшером и т.д. и т.п. в сети нет. Если я ошибаюсь, то с радостью перейду по ссылочкам и признаю это.
Если есть у вас, то залейте на всенародный видеохостинг youtube, пожалуйста.