Найти на сайте: параметры поиска

Зачем КОНТЭНу формы

11 августа 2004 - Сенчуков Ю.Ю.
Вопрос с форума:
«Уважаемый Юрий Юрьевич! Вопрос, может быть, покажется Вам дурацким (скорее — покажется вопросом начинающего:)), однако так как Вы всегда отличались несколько нестандартным взглядом на «базовые» вещи (относительно БИ), решил спросить Вас про это.
Почему формы «являются немаловажным подспорьем при обучении любому стилю»? В «классическом» Хапкидо, как я понял, форм нет, — так почему Вы для КОНТЭНа создали формы? Полагаю, не только чтобы ближе было к китайским БИ:). Как это увязывается с концепцией о том, что «приемы — как буквы в слове, создавать их надо для конкретной ситуации?» Как сказал один знакомый кик-боксер — «бой с тенью» куда ближе к той идее, чем всякие там предварительно известные формы, которые в бою ни фига не нужны и только мешают проявлению инициативности и фантазии«… приблизительно так, только погрубее (ну, сами знаете как отзываются большинство боксеров о БИ :)...
Ну и, наконец — а я Вас еще не благодарил за то, что написали Да-цзе-шу? Если нет — так примите мои глубочайшие благодарности!
Совсем серьезно… с уважением, Асен.»
Спасибо за спасибо.

Действительно, глупо было бы придумывать формы лишь для того, чтобы быть на кого-то похожим. Да и ката ради ката тоже никому не нужны. Причины для этого были совершенно другие, гораздо более уважительные — хотя бы и ИМХО.

Формы нужны для того, чтобы люди приходящие обучаться КОНТЭН видели его не раз в год по чайной ложке от меня (сейчас я двигаюсь редко и вовсе не так свободно, как, скажем 9-10 лет назад, когда я был на пике формы, хотя «реставрация» и ведется), причем каждый раз — что-то новое. Или от старших учеников, которые делают то, что у них получается. Не хочу сказать ничего плохого, но каждый человек накладывает на технику свою индивидуальность, имеет свои «коронки», и в итоге КОНТЭН одного из них может совершенно не походить на КОНТЭН другого — и при этом все равно быть КОНТЭНОМ, на тех же принципах и элементах. Что же тогда брать за образец новичку, который еще не имеет собственного понимания стиля?

Для этого он изучает форму, где даны не просто приемы или элементы по отдельности, а некая уже готовая заданная схема — без случайностей, ошибок и исключений из правил, которые на начальном этапе вообще ученику на глаза попадаться не должны. Потому что иначе база не «инсталлируется», — или потом будет «глючить». Таким образом, форма — это прежде всего именно образец движения. Печка, от которой можно танцевать. Кстати — тут дело вовсе не в «великости и могучести» КОНТЭНа — это касается любого стиля, объединяющего в своем арсенале качественно различную технику, — броски, удары рук, удары ног. То есть, тех же ушу, каратэ, и т. д., — хоть старых добрых, хоть новых и злых, — которые пытаются быть не спортом (или не только спортом), а еще и боевым искусством.. Необходим некий образец, — именно для того, чтобы его сперва заучить, а потом ИЗУЧАТЬ, ища в нем те самые принципы, которые по каким-то причинам называются базовыми. Именно так понимается суть стиля, — та самая суть, по присутствию или отсутствию которой можно говорить, каратэ это вообще, тэквондо, или кик-боксинг.

Кто перед вами — каратист, тэквондоин или кикбоксер? Как вы это определите? В их движениях присутствуют некие характерные особенности, свойственные той школе, в которой они обучались, — и поэтому, несмотря на то, что и в каратэ, и в ушу, и в тэквондо присутст-вуют такие техники, вы можете отличить их друг от друга. Ну а особенности эти — откуда берутся? Существуют многие способы сделать один и тот же удар — почему же в этой школе избрали именно эти? А в некоторых — так и несколько одновре-менно, вроде бы одинаковые задачи выполняющих, — зачем? Если рассматривать техники в отрыве друг от друга, вы никогда этого не поймете. Вы даже можете изучать прием за приемом (даже одного и того же каратэ) — и получите не более, чем свалку приемов, «не пришитых» друг к другу, не вяжущихся или плохо вяжущихся между собой, которые не смогут «переходить» друг в друга, — и по-этому не смогут образовывать комбинации, образовывать рисунок боя. Многие из тех, кто пытается изучать БИ самоучкой или пытается соединять разные стили и направления, это чувствовали на собственном опыте — как и я, кстати.

И это касается практически любого стиля. Если вы внимательно читали мои статьи, то должны были заметить, что я не против форм, — я выступаю против их бездумного заучивания, против того, что человек формы делает одним способом, а дерется — совершенно по-другому. Именно здесь я и задаю вопрос, — зачем тогда вы учите формы, если практически никогда ими не пользуетесь? Не лучше ли в этом случае отказаться от этих форм, которые вам по сути все равно не нужны? А если нужны — то почему бы вам тогда не придумать формы, в которых будут использоваться те боевые движения, которые у вас в ходу?

Я утверждаю, что в формах нет небоевых движений. Покажите мне любую ката любого стиля — и я прямо тут же у вас на глазах ее расшифрую так, что вы и подумать не могли — и это будут именно боевые, жестокие, а то и «грязные» приемы, причем вполне реальные и экономичные. Хотите на спор? Кроме пумсе тэквондо WTF, изначально «холостых»,- вообще все корейские формы-«новоделы» изначально создавались лишь для показа и реального смысла от них никто не требовал. Хотя и там можно многое найти — ведь там тоже не все до конца выдумано, туда целыми связками тянули красивые комбинации и последовательности из самых разных более старых стилей. То есть, толк все равно извлечь можно. Как в «пустом» вроде бы отвале у рудника, тоже можно найти крупицу золота. Если поискать, конечно, — а не просто верить кому-то на слово. Хотя бы и мне.

В формах, а тем более старых, нет небоевых, то есть «пустых» движений. Просто многие их толкования не соответствуют действительности или намеренно искажаются. Не знаю, откуда и когда это пошло, — но слишком уж выгодно многим «бумажным тиграм» поднявшимся на возвышенных разговорах о философии и именно таком заучивании и «танцевании» ката. Это ведь очень выгодный бизнес. Потому что поговорить о высоком и поводить руками приходит гораздо больше людей, причем с деньгами, чем юных сорвиголов, желающих драться. У которых к тому же, как правило, почему-то никогда нет денег.

Форма насыщается не только большим количеством приемов и элементов, поставленных друг после друга, — это было бы слишком примитивно и не давало бы нужного обучающего эффекта — она обычно составляется таким образом, чтобы ее можно было читать и переживать по-разному, как некую картинку-загадку. Конец первого приема и начало следующего могут сами по себе быть еще одним приемом. То, что вы привыкли «видеть» как блок, можно интерпретировать как атаку. Или как бросок. Или разворот с использованием инерции руки. Таким образом, вы сможете не просто заучить множество узкоспециализированных действий, а действительно овладеете ими, — то есть, сможете применять их непривычным для противника способом, путая его планы. Именно поэтому, кстати, я утверждаю, что боевые движения не являются «естественными» — хотя бы потому, что естественные движения естественным образом просчитываются противником. Чтобы быть эффективными в бою, движения должны быть специализированными, как и их последовательности — а что же это, как не ката? Как еще этому научиться, как не через ката? Если же вы знаете для каждого движения только одно значение(«прием») и пытаетесь их просто громоздить друг на друга, как кубики — тогда не удивляйтесь, если в вашем «тетрисе» противник стоит всегда «чуть-чуть не так», или просто видит на пять ходов вперед все ваши великие тактические замыслы. Таким образом, основную ценность в ката представляют собой даже не пресловутые «приемы», а способы их соединения в некое единое целое. Которые может дать только ката, — как некий конспект стиля.

Кстати — хочу обратить ваше внимание на то, что я не считаю ката «воображаемым боем с несколькими противниками», как любят утверждать всезнающие журналисты, — и из чьих дурацких выдумок (иначе не скажешь), скорее всего, и составил свое «личное» мнение о ката ваш друг. Такая расхожая интерпретация ката, на мой взгляд, и является причиной того, что многие молодые бойцы пренебрегают ката — просто потому, что уже могут понять, что такие «инсценировки» практически никогда не удастся применить на практике, но увы, еще не в состоянии оценить те возможности изучения и совершенствования техники, которые им может предоставить практика форм. Они делают ката лишь потому, что для них это элемент обязательной программы, необходимый, чтобы получить очередной пояс, или на показухе выступить. Типа народных танцев. Сплясал, поклонился — и хорош. Мастер.

То есть, они изначально воспринимают ката только как некую последовательность движений, которую надо показать публике. Больше они никакого смысла в них не видят и думать над этим не привыкли. Потому что никто их этому не учил. Некому учить. Незачем. За это медалей не дают и денег не платят. Да и зачастую просто не хотят тратить на это время — хотя бы потому, что незачем учить спортсмена «бою с несколькими противниками», если на соревнованиях противник всегда один. Потому, что при этом главном условии для соревнований — да и не только, — двух ударов вполне хватает. А тут — куча каких то несуразных техник, которые за всю жизнь не освоишь («линейно-кубическим» методом — конечно не освоишь). А освоишь — того и гляди, под дисквалификацию попадешь, потому что… правилами того же самого каратэ техники «настоящего каратэ» запрещены. То есть, не нужны — так выходит? Выходит, так. Вон даже Всемирная федерация каратэ провозгласила недавно, что «стилевое каратэ уходит в прошлое, а центр каратэ перемещается в Европу». Что с гайдзинов возьмешь — из всего кикбоксинг сделать норовят…

Как говорится, — что такое палка? Это хорошо отредактированная елка. Я бы еще добавил — спортивная и жутко современная. И игрушек меньше надо, и места меньше занимает, и не осыпается. И по башке дать вполне сгодится, если что…

Кикбоксер ваш, кстати, прав — по-своему. Со своей точки зрения. Для кикбоксинга прав. Ему ката действительно не нужны, потому что кикбоксинг изначально не является боевым искусством. Это спортивное единоборство, созданное именно для соревнований. И разница здесь вовсе не в уровне контакта — вон тайский бокс тоже никогда боевым искусством не был, — был единоборством, хотя спортом в европейском понимании этого слова стал сравнительно недавно. А у единоборств, тем более у спортивных, совсем другие задачи — и методы их решения тоже.

Единоборству многообразие техник необязательно. Можно оставить предельно малое их количество, сосредоточившись на их силе и скорости. Человек может быть очень результативен на соревнованиях, несмотря на то, что его чемпионская «супертехника» состоит из прямого удара кулаком и дугового удара ногой. Он может вообще больше ничего не знать. Причем вовсе не обязательно этот воин будет результативен только на соревнованиях. Если он молод и силен, если лупит с огромной скоростью и силой, то и на улице он будет очень опасным противником. Можно даже вообще отказаться от всякой техники кроме прямого удара и от всякой тактики тоже — и даже от названий всяких, чтобы честнее было, — и проводить соревнования просто по «прямому удару» — кто быстрее и кто сильнее. И это будет вполне спорт. И это будет вполне нормальное, самодостаточное единоборство. И, очевидно, мало кто захочет оказаться в драке против заслуженного мастера спорта по этому единоборству. Потому что тут же получит в глаз и улетит. Раньше, чем в стойку станет. И — представьте себе, он сможет оч-чень многим «мастерам» доказать, что действительно больше ничего не надо. Как два пальца об асфальт, — играючи доказать. Что все остальное — лишнее. Пуля же второго ствола не ищет? Ну а ему другие удары не нужны. Он одним вполне может обойтись… И обходится. Может такое быть? Вполне. Половина спортсменов-каратистов именно такие. Если не больше половины.

Единоборцам, в том числе и кикбоксерам, этого может вполне хватать: противник один, Вся техника в два удара и три пинка заранее определена правилами, — сюрпризов не будет. Да и времени на поединок достаточно много — можно потанцевать, пофинтить. Ну а в промежутках между всеми этими приплясываниями туда-сюда можно проводить своеобразную разведку боем. Авось чего и получится. Ну-ка, пну его ногой! Отбил. Ну-ка, попробую крюк слева! Уклоняется. Ага. А ну-ка, если еще раз типа крюк, — и сразу же встречный? Ура, попал!!!

Это, конечно, очень примитивная модель, но если вы посмотрите несколько десятков таких поединков, — без разницы, какого стиля, — то, увы, как раз это и увидите. Хоть в кик-боксинге, хоть в каратэ, хоть в тэквондо. Увидите, как тупо , раз за разом, человек пытается сделать одно и то же — и на десятый раз ему это удается. Посмотрите на чемпионов с битыми в кровь мордами, все чемпионство которых в их стойкости, — которая, увы, сдается мне, сплошь и рядом происходит от недостатка мозгов. Соревнования есть соревнования: один на один, одно и то же, раз за разом. Скрип мозгов — атака, или серия атак (если класс повыше), — и отход. Наверное, чтобы посмотреть, что получилось, потому что вблизи не видно и непонятно. А заодно и передохнуть. А как зрители-то довольны! Ведь посмотрев три-четыре боя, они уже могут распознавать все элементы, — то есть, уже почти знатоками стали! Ответ прост — у спортивных единоборств нет никакой цели, кроме соревнований. Никакого другого смысла. Никакой основы, кроме правил. Они ни для чего более не приспособлены и никаких задач, кроме соревнований, перед собой никогда не ставили. Единоборства — это соревнования. И больше ничего. Не было бы соревнований, не было бы и единоборств. У многих из них даже вообще никакой тренировочной методики нет — как, например, у тех же боев без правил: просто приходи, кто хочешь и дерись. То есть, они просто паразитируют на других школах и системах, откуда вербуют себе бойцов. А что — пообещать приз в солидную пачку грин, — это не вербовка? А потом всякие лохи с важным видом заявляют, что, мол, бои без правил — вот это настоящий стиль! Вот это система! Они могут шарлатанить, или биться честно — но все равно это так. И если приемы, разрешенные в единоборствах, эффективны в уличной драке, — то приспособлены они для нее не более, чем гантель или гимнастическая палка, которыми, согласитесь, можно неплохо вломить, или даже убить, — но придуманы они совсем не для этого. Гантелей, конечно, вполне можно драться — но против меча с нею, знаете ли, ходить не стоит. Так же как и кикбоксеру не стоит «по-настоящему» драться с мастером-«прикладником». С настоящим, а не «бумажным», конечно. Хотя бы потому, что «честно» в этом случае не будет. Даже в зале. Кто сказал, что боевые искусства не предназначены для драки? Они по сути своей и есть самая настоящая драка — и без каких либо правил. Причем — именно одного против нескольких — и это, по-моему, их главное отличие. Именно этим они и ценны, только для этого и создавались, и лишь поэтому существуют сотни лет. А правилам место в спорте. Да, уличная драка некрасива и неуклюжа — но будет ли она такой, если противники будут уметь драться? И делает ли эта неуклюжесть ее менее опасной? И делает ли это ненужным уиение драться и обучение ИСКУССТВУ драться? Работа профессионала не может быть некрасивой. Если он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО умеет это делать, то это будет именно искусство — то самое боевое искусство. Истинное боевое искусство. А цигуном после драки нужно заниматься. Решив, так сказать, насущные вопросы, можно подумать и о правильной осанке, и о долголетии… Драка — это то, от чего все пошло и к чему так или иначе все возвращается, несмотря на потуги «философов» в поясах. Уличная там, старинная-современная, лесная-полевая, зальная-вокзальная, — что за чушь? Какая разница? Где придется, там и подеремся. С кем придется, с тем и подеремся. Только плохому танцору…м-да… Ну а не умеешь — какой же ты мастер? Чему учить навязываешься? Ведь люди идут в секции именно учиться драться, как ни крути. Хоть в каратэ, хоть в кикбоксинг, — в том возрасте, когда мы начинаем этим интересоваться, мы практически никогда не имеем перед собой другой цели. Будем честны перед собой. Это уже потом в результате длительного промывания мозгов мы привыкаем думать иначе. Особенно если понимаем, что лет этак …надцать «гоняли порожняк» и наколлекционированные нами пояса, стоившие нам бешеных денег, на самом деле ни шиша не стоят…

Ну а государственные «органы», охранные предприятия, — они для чего инструкторов нанимают? Носом дышать? У сотрудников цвет лица улучшать?

Те же самые спортсмены не могут не признать, что уличная драка развивается по совершенно другим законам — особенно если противников несколько. Приходится действовать гораздо быстрее, времени на танцы не остается, на финты — тоже. В реальном бою, а особенно с несколькими противниками, мы должны реагировать немедленно, — для этого и служит большое разнообразие вроде бы «одинаковых» приемов. Мы должны среагировать немедленно и тут же, на ходу провести «подгонку» под противника, под его манеру бить, двигаться, захватывать. Для этого необходимо знать большое количество вариаций и изменений — не приемов, а того, что их соединяет. И как соединяет. Это те самые «лишние движения, которые вроде и в базу не укладываются, и очевидного смысла не имеют. То есть, подавляющее большинство сегодняшних «знатоков» не знает смысла множества небазовых движений, объявляя их лишними. А это, кстати, и есть — стиль.

Можно владеть тремя приемами и быть мастером — если ты знаешь, как и с чем их соединять. В том числе и с действиями противника. То есть, владеешь множеством мелких и незаметных элементов, которые обычно в список «приемов» не попадают. Которые ты изучаешь именно прорабатывая ката. И с другими элементами, — «нелюбимыми», — ты в этом случае тоже работаешь тоже в основном через ката. Потому что, делая ката, скажем, десять раз, ты десять раз сделал какой-то определенный поворот, какое-то движение — вроде никогда не пригождавшееся, но «может быть и так», — какую-то защиту от удара в пах, хотя по правилам в пах бить и нельзя. Тем не менее, делая ката, ты все это «вроде знаешь». Вроде? А если ты делаешь ката уже несколько лет? Тело-то тоже обладает памятью. Кстати, именно поэтому чем больше делаешь ката, тем больше в нем видишь. Ну а такой вариант: например, неохота вам тренироваться. Знобит, голова болит, или просо погано на душе… Ну ее в баню, эту тренировку, каждый день одно и то же… Только ката сделаю — и хорош. Точно. Ката — и хватит. А то надоело. Вот сделаю, — и … Разиков десять, чтобы просто на душу не давило. Это ж недолго. Ну вот десять таких разиков -это означает десять ударов кулаком, десять блоков, десять пинков, десять бросков… Даже если настроение не появится, все равно — это мало чем отличается от настоящей тренировки. Более того, если, тренируясь без ката ты можешь слишком увлечься одним элементом и забыть про остальные — их же много, — то делая ката, волей-неволей сделаешь все. В правильном соотношении, в движении и в соединении с другими элементами.

Вот, скажем, так я вижу смысл ката. Мне они нужны именно для этого.

Кстати, именно поэтому придумать действительно хорошую форму очень трудно. Не однодневку, которую станцевал и забыл, а такую, которая вмещала бы в себя все эти многие слои смысла. Потому и передаются ката, как наибольшая ценность стиля.

P. S.

А в хапкидо, кстати, ката — то есть, хьюнги, — есть. По крайней, мере, были в 1967 году, когда вышел первый официальный учебник. И сегодня нет-нет да и мелькают, — изуродованные, наспех выученные, но все-таки… Просто в некоторых федерациях «забивают» на одно, а в других — на другое. В одних — на боевой смысл, а в других — на хьюнги. В одних — на оружие, а в других — на ноги. Или на броски. Просто «мастерам» так хочется поскорее накрутить на себя дан повыше, что они готовы объявить лишним что угодно. Или изученным — то, что им только два раза показывали. А заимев собственную федерацию — постепенно избавиться от «неудобного» старья. От ката, например. Или от учителей…

До свидания.

ЮЮ.

 

 

Похожие статьи:

Стиль КОНТЭНКраткий очерк системы КОНТЭН

КОНТЭНДеньги, КОНТЭН и халява

КОНТЭНБлоки и атаки

КОНТЭНШесть ладоней КОНТЭН

КОНТЭНОбретение ДАО

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!