Найти на сайте: параметры поиска

Ускоренное восприятие: в поисках волшебной пилюли - 4.

21 июля 2004 - Администратор

(По всей видимости — окончание. Исходное письмо публикуется с некоторыми исключениями)

Константин:

…Древняя система «багуа чжан» (правильно, в даосском варианте внутренней практики) опиралась на «И-цзин» в его древнем же варианте (разбиение не на пары триграмм, а на тройки парных линий, причем окрашенных в определенные цвета, т.е. при гадании был гораздо больший набор вариантов с учетом различных трактовок одних и тех же гексаграмм, но с разной цветовой композицией).

Что же до использования И-цзин в бою, то я, видимо, просто плохо написал, что имел в виду. А имел я в виду то, что, как говорили мне китайские специалисты по багуа чжан(из числа тех, что приезжали на семинары в Москву и Питер) принципы определения того, какими конкретно приемами или движениями отвечать на те или иные приемы (движения) противника, в багуа чжан основаны на, грубо говоря, кодировании (условном сопоставлении) тех или иных групп движений (классифицированных по траекториям их осуществления, исходному положению звеньев тела при их начале и т.п. биомеханическим признакам) с теми или иными гексаграммами. Подобная кодировка, будучи закрепленной в ходе тренировок в подсознании, позволяет чисто автоматически фиксировать в бою, что противник, условно, начал движение, соответствующее такой-то гексаграмме и такой-то стихии. И ответить оптимальным способом (а этот оптимум прописан именно в И-цзин и принципе доминирующих переходов в пяти стихиях). Отмечу, что описанный процесс в бою осуществляется, естественно, чисто автоматически. Однако во время тренинга по реальной традиции учеников в багуа чжан учат тому, чтобы они научились сопоставлять, что такое-то движение соответствует такой-то гексаграмме и стихии, а другое движение — другой. Происходит разбиение движений на группы (классы) и определяется (на основе принципов И-цзин и пяти стихий), движения из какого класса являются оптимальным ответом на движения из другого класса. Такая кодировка есть практически во всех (кроме, разве что, цзы жань пай) традиционных школах у-шу. Например, в син-и-цюань эта кодировка основана на тех же переходах доминирования стихий друг над другом и принципах, какое животное оптимально для боя с другим живоотным. В результате «записи» подобной кодировки в подсознание ученика тот получает возможность четко и не раздумывая отвечать на то или иное движение оптимальнымспособом. Далее успешность его действий определяется уже тем, насколько быстро он научиться отслеживать в реальном бою переходы противника от одного класса движений к другому. Поскольку если такое отслеживание адекватно скорости данных переходов (что и определяет скорость боя), то оптимальный ответ уже есть в «матрице реагирования». Отмечу, что это значит лишь, что при верной индентификации того, движения из какой группы использует противник, ученик ответит оптимально и НЕ ПРОИГРАЕТ (т.е. в него не попадут). Но это совсем еще не значит, что он выиграет! Для того, чобы попадатьсамому, надо уже уметь делать кое-что еще. Что, впрочем, выходит за предмет данного обсуждения.

…я и не утверждал, что вообще нельзя попасть, а употребил слово «зачастую», т.е. в большинстве случаев. Что же до реагирования на действия противников, то я написал не про то, что мастер вообще не реагирует на них, а не реагирует СПЕЦИАЛЬНО. Что вполне возможно при суммарном использовании двух методов — такого построения схемы движений, при котором противники выводятся в заранее определенные положения, в которых ответ мастера уже определяется из описанного выше «кодирования» движений. Грубо говоря, «танцуя», мастер заставляет противника совершить ряд движений, строго говоря, разный у разных противников, но которые в конце концов практически любого противника приведут к тому, что он почти неизбежно в ходе развития своего двигательного акта совершит вполне конкретное движение, на котором мастер его и достанет. При таком подходе мастер двигается по своей схеме до момента, когда она должна вызвать (с высокой степенью вероятности, но, естественно, не 100%) вполне конкретный и заранее известный мастеру тип жвижения, на который уже заранее же готов оптимальный ответ. Такое программирование движений противника кажется нереальным, однако ничего нереального тут нет — все это основано на знании законов биомеханики и принципов реагирования, заложенных в психике человека…

…я писал про мастерский уровень владения тем же «тэн». И, во-вторых, выше я описал, что знание законов биомеханики и психики вполне может не позволять «срывать ритм», затягивая противника в ритм, навязанный мастером, который неизбежно «подставит» противника под решающее техническое действие. В случае же срыва организованного таким образом ритма боя противник подставляется автоматически — некий аналог подобного рода действия можно увидеть в «туй шоу» в тай-цзи цюань или в принципе «липких рук» в вин-чун-цюань (как только прервал контакт рук — получи удар)…

Я… ничего не писал про то, что результаты (при обучении ребенка и взрослого — прим. Тех.) будут одинаковые. Опять же, одинаковые в каком смысле? Если в смысле боевой эффективности, то почему бы и нет? Просто схема и принципы организации обучения и ведения боя будут разными. Да, малышу можно разработать суставы и т.п. Но ему же нельзя преподнести целый ряд психотехник (просто психика еще недостаточно развита). Что же до примеров, то в летописях (причем свежих-19-20-го веков) практически всех внутренних стилей есть упоминания про мастеров, которые начинали заниматься даже не в 30, а в 40 лет и достигали оченьнеплохих результатов, причем именно как бойцы. И, что характерно, до этого они не занимались никаими другими видами ушу или иной боевой практики (так, в син-и-цюань есть история про брата одного из мастеров (имя, увы, забыл), который был художником, а в возрасте 38 лет решил заняться ушу у брата же. И превзошел того в боевом мастерстве уже через шесть лет.). Можно, конечно, сказать, что это исключение. Однако значит в принципе это возможно. Другой вопрос, что это требуетпринципиально иной методики обучения. Так с этим я и не спорю.

…Я ищу как раз не таблетки, а способ самостоятельного и контролируемого входа в это состояние. Отмечу — контролируемого — это значит, во-первых, минимально зависящего от внешних факторов (в той экстремальной ситуации это произошло, но где гарантия, что это произойдет и в другой? А мне хочется в как можно меньшей степени зависеть от непредсказуемых факторов) и, во-вторых, осуществляемого по своей воле и свозможностью выхода из него после пропажи необходимости его подднржания. Что же до сентенции Юрия по поводу, что у каждой подворотни в транс впадать не станешь, то с этим я согласен, вот только есть в том же НЛП вполне работающий и апробированный метод «заякоривания», применяемый для экстренного вхождения в то или иное ресурсное состояние. И заключается он в том, что это сасое состояние ассоциируется с каким-то жестом, словом или т.п. И это работает. Так что если бы удалось научиться вызывать требуемое состояние ускорения восприятия произвольно, то дальше было бы делом техники связать его с какой-то специфической (и малоупотребимой или вообще неупотребимой типа «Глокая куздра») фразой или жестом. После чего уже только в той подворотне, где возникнетнеобходимость, приведение себя в требуемое состояние заняло бы секунду-две.

…Юрий, видимо упустил из виду то место моего письма, в котором я писал, что я специально проводил опрос своих знакомых, занимавшихся и занимающихся активно сейчас этими самыми экстремальными видами спорта(я спрашивал автогонщиков, бобслеистов, горнолыжников, парашютистов, стендовых стрелков (это те, что стреляют по вылетающим тарелочкам), прыгунов в воду, акробатов и гимнастов, ну и, разумеется, рукопашников и знакомых мне членов разного рода групп спецназначения). И поэтому могу смело утверждать, что выссказывание Юрия о том, что многократное испытывание этого состояния позволит выявить этот механизм, не выдерживает критики. Поскольку, во-первых, подобные ощущения ускорения восприятия не так уж и часты. И не всегда возникают даже во внешне сходных ситуациях. При этом все опрошенные отмечали, что хотели бы иметь их почаще, поскольку в этом состоянии ощущается гораздо лучший контроль над ситуацией и над собой. Что связано, по мнению опрошенных с тем, что действия переходят из инстинктивного в осознанный, а значит гораздо более известный и комфортный для психики режим реагирования. Ну а во-вторых, выявить механизм возникновения этого состояния пока как раз и не удалось во многом еще и потому, что некогда человеку в экстремальной ситуации детально фиксировать свои ощущения (типа того, что в начале этого состояния у меня начало чесаться левое ухо, а потом задергался средний палец на правой руке, а потом…и т.д.). А именно это необходимо для создания «привязки» и научению «от обратного», т.е. через вызывание этих ощущений-предвестников и ощущений-спутников подобного состояния вызывать возникновение самого состояния. Поэтому, кстати говоря, я и искал психотропы, дающие такой эффект. Используя их, можно было бы вызвать такое состояние искусственно в условиях эксперимента. При этом испытуемый (им готов стать я)смог бы подготовиться и отследить свои ощущения в этом состоянии. Это стало бы возможным, поскольку испытуемому не надо было бы заниматься чем-либо еще, кроме отслеживания своих ощущений (тогда как в реальной ситуации как раз не до отслеживания ощущений, поскольку надо драться, стрелять, вести машину и т.п.).

И только в условиях подобных эксперментов и можно было бы выявить общий механизм возникновения ускорения восприятия. Впрочем, сразу же оговорюсь, что в принципе, проведение подобных экспериментов возможно при любом не связанном с созданием экстремальных ситуаций (не обязательно фармакологическом) способе устойчивого вызывания подобного состояния. Главное условие, чтобы испытуемый имел возможность спокойно сосредоточиться на своих ощущениях в этом состоянии. Далее действительно уже дело техники закрепления этого механизма и привязки его к сознанию через технику типа «заякоривания». Однако мне неизвестно ни о ком, кто проводилбы такие эксперименты (разве что они засекречены).

…Да, я был «подопытным», хотя, например, в институте медико-биологических проблем или авиационно-космической медицины лиц такого рода называют испытуемыми или испытателями. Сделал я это со своего согласия, а вот в каком учреждении и впрямь сказать не могу в силу того самого неразглашения. Только, поверьте, не в ИТУ и не в писхлечебнице, а в одном из исследовательских центров, работавших в СССР на оборону. Что же до того, что мы (не я один работал испытуемым) не знали, что принимаем, объяснялось не только секретностью, но и чистотой экспериментов, поскольку среди испытуемых были в т.ч. и лица с высшим медицинским образованием, которые, узнав название препарата или его фармакологические свойства, могли подсознательно отреагировать по известному им механизму действия препаратов данной группы.

Теперь в отношении задач — от кого, от кого, но от Вас, Юрий, совсем не ожидал такого примитивного подхода. От нас требовалосьгораздо больше, чем «вовремя нажимать на какую-нибудь кнопку или открывать кран». В двигательной сфере это были упражнения на сложную реакцию выбора типа того, что в зале теннисный автомат выбрасывает в тебя мячики, от одних из которых (белых) ты должен увернуться, другие (черные) постараться ловить. И т.п. В интеллектуальной же сфере задачи были на, грубо говоря, «селекцию и выбор целей». Ну, например, перед тобой три монитора, на которых с разной скоростью появляются разные изображения, среди которых ты должен выявить появление изображений определенных типов и в зависимости от того, на одном, двух или трех мониторах появились требуемые изображения, требовалось совершить те или иные действия (особо интересно было, когда на двух мониторах появлялись изображения однго класса, а на третьем — другого). Ну и другие задачи были примерно того же типа. И решение подобных задач по целеуказанию пока даже нейросетевые компьютеры, не говоря уж об элементарных фотоэлементах, решать не научились.

Что до влияния на здоровье, то во время экспериментов медицинский мониторинг был ого-го. Да и потом я следил за здоровьем и спустя немало лет в этом плане (особенно по части психики) все, слава Богу, нормально.

…Я уже пояснял, но повторюсь — возникновение этого состояния не контролируемо и не всегда повторяется даже в сходных ситуациях. Мне же хотелось бы, чтобы я мог сам, по своей воле и с вероятностью 99,9% вызывать это состояние тогда, когда я сам сознательно посчитаю, что мне это нужно. Решил-вызвал, решил-прекратил. А не так, что «то ли наступит, то ли нет»…

…почему-то Вы, Юрий, пытаетесь представить меня полным лохом. Я никогда и не говорил, что ускорение восприятия может помочь, если уж доводить до уровня абсурда, паралитику. Естественно, что тренинг исполнительного (суставно-связочного и т.д.) аппаратов необходим. Другой вопрос, что он может осуществляться не обязательно в боевых искусствах или других экстремальных видах спорта. Можно заниматься стретчингом и бегом и иметь в результате готовый к требуемым нагрузкам исполнительский аппарат. При возникновении же экстремальной ситуации такой человек сможет войти в состояние ускоренного восприятия, которое позволит (естественно при наличии достаточно развитого организма) на короткий период времени заменить наработку специфических для вождения или драки умений тем, что человек будет успевать применить свои обыденные навыки, но только гораздо быстрее, чем обычно (в драке человек, грубо говоря, сумеет увернуться, оттолкнуть противника и убежать, при вождении — увернуться от вылетевшего сбоку «крутого джигита» на джипе и т.п.) Поэтому мастер, который преподавал бы такую методику, не заслуживает, на мой взгляд, подобной оценки. Если преподаватель такой методики честно предупреждал бы перед началом занятий, что ее применение без минимально необходимой проработки мышц, суставов и т.д. может привести к травме, если бы он на тренировках проводил курс для минимально необходимой проработки тех исполнительских механизмов, которые нужны для реализации ускоренного восприятия и учил бы методам восполнения сил после ударного их расходования, то такой преподаватель был бы вполне корректен и его не за что было бы выводить на «чистую воду». Ну а если кто-то после получения этих навыков потом забросил бы совсем занятия совим организмом и, попытавшись в острой ситуации применить рапид-состояние, получил бы автотравму, то это была бы ужеего проблема, а не преподавателя. Согласитесь, Юрий, что если кто-то из Ваших бывших учеников, прекратив активные занятия, решит вдруг ударить ногой в голову и потянет паховые связки — то вряд ли это можно будет вменить в вину Вам. Так что Ваш пафос здесь не совсем корректен и уместен. Да и что это вообще за привычка видеть в большинстве людей шарлатанов и обманщиков, а в своем лице спасителя остальных от их «злобных происков»? И почему вы присваиваете себе право на истину? Ибо только оно дает основание и право кого-то «выводить на чистую воду». Допустим, что появился бы человек, который действительно знал бы систему обучения ускорению восприятия (увы и ах, где он), мог бы это продемонстрировать сам и соблюдал бы все описанные мною выше правила (предупреждал об опасностях, проводил бы курс ОФП и т.д.). За что Вы стали бы выводить его на «чистую воду»? Только за то, что он сумел выйти за рамки традиций и стереотипов того, чему и как можноучить, а чему и как нельзя?…

…я считаю, что лучше получить микротравмы или отлежаться денек после расхода резервов организма, чем получить травму большую или навсегда отправиться в мир иной при неблагоприятном развитии экстремальной ситуации.

…Ускорение восприятия, это аналог не просто подачи большего количества бензина, а подключения турбонаддува. Что же до изнашивания, то при использовании подобной аналогии отвечу так — лучше слегка увеличить «износ машины» использованием «форсажа», чем разбить машину совсем. Грубоговоря, лечить дешевле, чем реанимировать (а потом все-равно лечить, только дольше и тяжелее).

…долго (испытывать повышенные нагрузки при использовании «ускорения» — прим. Тех.) и не надо, ибо длительность разрешения самой экстремальной ситуации при применении рапид-состояния будет невелика и резервов организма хватит (повторюсь — задача ведь будет в разрешении ситуации, т.е. в драке человек, грубо говоря, сумеет увернуться, оттолкнуть противника и убежать, а при вождении — увернуться от вылетевшего сбоку «крутого джигита» на джипе и т.п.). А потом эти ресурсы можно будет восполнить (об этом уже писалось выше в аналогии про «заправку бензином»). Равно как и вывести молочную кислоту и т.п. Что же до приспособительных возможностей организма, то они гораздо шире, чем можно себепредставить. И даже у нетренированных людей спонтанное возникновение подобных состояний вызывает КОМПЛЕКСНУЮ РЕАКЦИЮ АДАПТАЦИИ, когда абсолютно все функциональные системы организма переходят к работе в резервных диапазонах — и сосуды расширяются (плюс открываются для кровотока те, что обычно не используются), и сердце сокращается сильнее, и нервы задействуются те, по которым обычнонервный импульс почти не передается и даже газообмен изменяется. Это, кстати говоря, все выяснялось в т.ч. и в ходе тех экспериментов, участником которых я был. Вы же, извините уж, привели сови рассуждения на основании просто общих соображений, потому что Вам так, извините уж еще раз, кажется. Ну а на практике эти адаптивные способности применительно к состоянию ускоренного восприятия очень хорошо описаны в книге, ссылка на которую есть на моем сайте jediforce.narod.ru

…Относительно мгновенности включения много выше я уже писал про возможность «заякоривания» подобного состояния. Так что «волшебное слово» сказать успеешь. Ну и уж для совсем изощренного возражения могу добавить, что можно «заякорить» возникновение подобного состояния на определенные признаки, сопутствующие или предшествующие возникновению острых ситуаций в тех областях деятельности, которые наиболее распространены в обычной жизни (вряд ли большинству людей потребуется прыгать с парашютом или стрелять по тарелочкам). Грубо говоря, если в темной подворотне на Вас бросился хулиган с ножом, то на сам факт возникновения в темном месте неизвестного с ножом Вы и должны «заякорить» автоматическое возникновение рапид-состояния. Только в отличие от спонтанного его появления тут Вы будете уверены, что оно возникнет.

…я хочу сэкономить, наработав навык, который можно с равным успехом применить и в драке, и при вождении машины, и при прыжках в воду с вышки и т.д.

И что Вы, Юрий, мне все приписываете поиск фармакологических средств достижения рапид-состояния? Еще раз вынужден написать — поиск психотропных препаратов с таким действием является лишь одним из методов (и я не утверждаю, что единственным) для того, чтобы можно было изучать это состояние экспериментально, а не в острых ситуациях. Ибо, как я писал уже выше, только повторение этого состояния в спокойной обстановке позволит отследить те ощущения, которые ему сопутствуют, выделить механизм его возникновения и, т.о., научиться вызывать его осознанно и «заякоривать».

И еще раз хочу обратить внимание на то, что вы все пытаетесь мне приписать какие-то негативные черты или желания. Это, знаете ли, уже настораживает. Вы что, во всехз людях подозреваете маньяков и т.п.? Или это я только такой «чести» удостоился?

…На что я трачу свое время — это вопрос некоректный. На что хочу, на то и трачу. «По-секрету» сообщу — общаюсь с семьей (это святое), а также нерегулярно читаю, видео смотрю, тренируюсь. Нерегулярно, т.к. в основном много работаю. Я и на это письмо то нашел время, поскольку сейчас жду ответа партнеров и поэтому немного посвободнее обычного.

Что же до забывания навыков, то есть такие навыки, которые не забываются. Ухудшаются, но не забываются совсем. Из широко известных приведу умения ездить на велосипеде и плавать. Если раз поехал или поплыл, то сумеешь воспризвести это уже всегда.

…Там, где я был испытуемым, было, в частности, выявлено, что целый ряд психических состояний (по ряду признаков к ним относится и рапид), в случае их сознательной наработки закрепляются в психике именно по типу импринтинга. Так что у меня действительно есть основания. А Вы меня все за дурака и лоха держите.

…Мне как раз за 30, поскольку в экспериментах я принял участие еще во времена СССР (правда, уже в конце 80-х). Так что Ваши выводы неверны. Что до рукопашки, то тут вопрос спорный, хотя я себя мастером и не считаю, тем более после таких перерывов в практике. Но вот с чего Вы взяли, что я и в вождении ничего не смыслю? Не понятно.

Что до физики, мой друг, то тут я Вам нос утру легко, так как мое первое высшее образование как раз по экспериментальной ядерной физике. Да и по анатомии смогу поспорить, что по общей, что по специальной. Хотя бы потому, что много общался по работе с медиками из онкологического центра и института радиационной физики. Кстати, Вы там ниже еще писали про расчет нагрузок, которые может выдержать человеческое тело. Так вот, я это рассчитывал и потом еще смотрел в публикациях по биомеханике. Да и практика известна. Например, поданным динамометрии при прыжке тройным суставно-связочные аппараты суставов ноги выдерживают нагрузку до 2,5 тонн. И рассчет показывает, что это не предел. Для костей предел около 20 тонн продольной нагрузки! Для связок и суставов около 4-х. Кроме того, посмотрите еще раз то, что я писал вышепро адаптационные возможности организма. Так что со своими выводами Вы, Юрий, сильно оплошали, попав «пальцем в небо».

Что же до моей увлеченности, то она связана как раз с прямо противоположным юношескому максимализму трезвым расчетом и знанием, чего я хочу и почему я хочу именно этого. Тем не менее спасибо за уделенное для ответа время. И за то, что позволили мнеточнее разобраться с тем, какие моменты моих поисков могут вызывать неприятие или отторжение. Это важно.

За что Вам еще раз искренне спасибо.

Сенчуков:

Константин!

Во-первых, начнем с того, что это Вы интересовались моим мнением на указанные Вами темы, а не наоборот. И мне от Вас ничего нужно не было. Для меня ответы на все поставленные Вами вопросы ясны, что, я надеюсь, Вы поняли. Свое мнение я менять не намерен, поскольку оно основано на моем личном опыте и опыте спортивной медицины. Известные мне данные я уже изложил в своем подробном разборе присланного Вами материала. Не сочтите за труд еще раз перечитать мой ответ, поскольку Вы очень многого не заметили — или не захотели заметить.

Кроме того, Вам следует более внимательно относиться не только к словам оппонента, но и к тем данным, которыми Вы пытаетесь подкреплять ваши предположения — например, кость действительно может выдержать около десяти тонн — но нужно уточнить, что это кость бедренная, и усилие должно быть приложено строго вдоль ее оси — иначе она сломается. Увы — поперечное усилие, нужное для того, чтобы ее сломать, совсем невелико — у самого здорового мужика около 400-500 кг. Бабушки же, падая в гололед, чаще всего ломают именно эти «сверхмощные» кости — и никаких ускорений для этого не требуется. Ключице же вполне хватает и ста кг. Насчет же того, как легко рвутся сухожилия, Вы можете узнать, если попробуете сделать болевой прием из обычного спортивного дзюдо или самбо. Или Вы считаете, что противник развивает усилие большее, чем четыре тонны? Не смешите меня. Кстати — то, что Вы не знаете этих вещей, является одной из причин моей уверенности в том, что в рукопашном бою Вы реальным опытом не обладаете. Скорее всего, Вы вообще не тренируетесь, а только собираете подобные потрясающие «знания», не утруждая себя их оценкой и проверкой.

Добавить к этому я могу только то, что обилие наукообразной фразеологии вовсе не делает шаткие гипотезы аксиомами, равно как и многократное повторение абсурдной просьбы не делает ее выполнимой или хотя бы даже убедительной. Более того, иной раз, записав некую идею простыми словами, можно увидеть не только ее суть, но и понять, откуда она «растет» и какие цели на самом деле преследует ее поклонник. Чем, так сказать, она для него притягательна. Этим я и занимался, разбирая ваш материал. Что получается, Вы видели. Поэтому, прежде чем излагать какую-либо идею, оцените ее сами, и поймите, чем она притягательна лично для Вас. Может быть, это всего лишь некий психологический комплекс, с которым стоит поработать самому, не вынося его на всенародное обсуждение.

Кроме того, изъясняясь коротко и ясно Вы сможете избежать многих проитворечий, которыми пестрят ваши письма. Например, Вы хотите научиться ускоряться, чтобы избавиться от необходимости постоянно тренироваться — так? — и при этом уже во втором своем письме радостно сообщаете, что тренированный организм вполне сможет вынести возникающие при ускорении перегрузки. Так откуда же возьмется этот тренированный организм, ежели Вы тренироваться не желаете? Даже если Вы и будете обладать необходимой физической формой на момент освоения заветного «рапида», через полгода-год сухожилия все равно полетят, ибо без тренировки Вы эту форму неизбежно утратите. Проверено на себе, кстати. Возвращаясь к сути дела — если бы Вы излагали свои теории попроще и покороче, то наверняка смогли бы избежать подобных несоответствий.

То что мои выводы Вам не понравились, меня не удивляет — читая ваше письмо, я понял, что Вы очень упорный человек, и загорелись этой идеей не вчера. Однако, как говорят ученые, отрицательный результат — тоже результат. Ну не согласен с Вами Сенчуков — так найдите тех, кто будет согласен. Не исключено, что таких людей будет очень много и Вам будет очень интересно с ними общаться. Только результатом этого общения будет всего лишь обмен рассказами о том, как кто-то что-то сказал и какой древний мастер какое чудо сотворил. Поскольку ничего более реального и практически применимого из этой темы выжать скорее всего не удастся. Замечу лишь, что времени эта переписка займет очень много, и тогда на тренировки у Вас его останется еще меньше.

С вопросами насчет багуа обратитесь к товарищу Березнюку. Вдруг он с Вами согласится, что «И-цзин» в древности был зеленым, розовым или бордовым в желтый пупырышек. И что для того, чтобы ударить противника, нужно сперва в «И-цзин» глянуть. Только я насчет этого очень сильно сомневаюсь — потому что он вроде бы действительно умеет драться по багуа. А ваша уверенность в существовании неких «зашифрованных» формул — лишь еще одно подтверждение отсутствия у Вас практики рукопашки, иначе не могли бы поверить в излагаемую Вами … гм, гипотезу, и так упорно за нее держаться. Нет, я вполне допускаю, что в Вашем зале Вы несколько лет подряд побеждаете кого-то — но его уровень вряд ли высок. И вряд ли он занимался боксом или борьбой. Вы с этими-то людьми работать пробовали? Ведь именно они наиболее вероятные противники в драке.

Согласен, идея у Вас очень красивая, и мне даже хотелось бы чтобы это было возможно, но поверьте — свои противные выводы я делаю вовсе не из желания Вас обидеть — просто знаю, насколько легко буквально за пару секунд «раскусить» алгоритм движений противника и начать играть «от противного». Это умеет делать и боксер и борец — и именно на этом строит всю тактику боя. Тем более что, представьте себе, ко мне довольно часто приходили теоретики с такими вот суперсистемами, построенными на «точном научном расчете» — и терпели крах, потому что в расчетах этих могли точно знать лишь половину необходимых данных — то есть только то, что касалось лично их и их двигательно-тактических возможностей. А меня они рассчитать не могли — как нельзя, впрочем, загодя рассчитать ни единого человека, которого судьба поставит против них. В качестве примера можно привести г-на Крюкова с его системой «Тотального боя». Он тоже упорно ищет некую абсолютную формулу. Трудолюбия ему не занимать, физически он развит прекрасно — однако он почему-то все время пытается «подтянуть» практику к теории, — и в результате даже на распространяемых им самим кассетах его ученики без труда бьют его с помощью приемов обычного кик-боксинга. Не знаю, как можно тянуть практику к теории, тем более взятой с потолка или вычитанной в каком-нибудь «И-цзине» — скорее нужно делать наоборот. Ведь практика — это тот самый эталон, который показывает верность любых теорий, разве не так? Подгонка данных, попытка выдать желаемое за действительное — не более, чем самообман. И хорошо бы этот самообман не переходил в обман других людей - с корыстной ли целью, ради самоутверждения или просто ради красоты идеи. Какая разница — обман есть обман.

Искусство именно потому и искусство, что расчету не поддается. Поддавалось бы — было бы наукой или ремеслом. И к настоящему времени осталось бы в нем три-четыре штуки самых смертоносных и неотразимых приемов — а прочее отмерло бы за ненадобностью. И эти приемы знали бы все — как таблицу умножения или алфавит. Так что само существование множества систем и приемов уже отрицает всякий подобный предварительный расчет. Есть даже хорошее выражение: «Побеждает тот, кто сделает предпоследнюю ошибку». По моему, очень точно.

Исходя из этого, человек, который утверждает, что может абсолютно точно рассчитать движения любого противника на основании каких-то теорий — врет. Или ни черта в боевом искусстве не смыслит. Это можно сделать лишь опираясь на огромный практический опыт, и при этом нужно учитывать вовсе не «и-цзин» или карты Таро, а рост, вес, стойку противника, фактуру пола, освещение и прочие вполне конкретые вещи, существующие именно здесь и сейчас. Здесь нужен не столько расчет, сколько чутье. Тот, кто утверждает, что знает абсолютный рецепт победы ОБЯЗАН быть великим практиком — и только тогда сможет чему-нибудь научить. И не исключено, что какой-нибудь даос будет использовать «И-цзин», знакомый ему наизусть, для систематизации своих познаний в этой области — но никак не учиться драться по нему. С таким же успехом можно учиться драться по поваренной книге.

Тот, кто утверждает, что знает некую абсолютную формулу, применимую для любого человека и любых условий — шарлатан. И все равно, опирается он при этом на «И-цзин» или на «Да-цзе-шу» — здесь делать скидки было бы просто глупо. Я написал «Да-цзе-шу», исходя из моего опыта — но если в бою мне придется нарушить какую-то из выведенных мною закономерностей, я сделаю это не задумываясь. Кстати — а задумывались ли Вы над тем, что «И-цзин» тоже кто-то написал?

(Какой-нибудь древний Сень Чжу-гоу… Не исключено, что это был тот самый очень крутой даос с длинными белыми бровями…)

Задумывались ли вы над тем, что «И-цзин» не с неба свалился - и уже хотя бы поэтому не может быть абсолютной истиной?

В конце концов, почитайте его сами — если Вы сможете там найти хоть один КОНКРЕТНЫЙ (только бесспорно конкретный!) рецепт, я Вам в ноги поклонюсь. Сам же я могу сказать о нем лишь то, что его можно толковать и так и этак, и в этом секрет его тысячелетней популярности в качестве ГАДАТЕЛЬНОЙ книги. Именно потому, что там ничего конкретного нет, и его можно приспособить для толкования чего угодно. В том числе и рукопашного боя. Маленькая загвоздочка будет только в том, что ПОСЛЕ боя все движения спокойно удастся разложить по триграммам, или парам двойных черт или еще как хотите — и сделать убедительные выводы, почему был пропущен удар или проигран бой. Однако Вам никогда не удастся сделать того же ПЕРЕД боем — увы, увы. А во время боя в «И-цзин» уже не заглянешь. Некогда.

Теоретизирование — не новость в боевых искусствах. Советские и постсоветские адепты БИ вкупе с йогами и теософами всех мастей сегодня создали некую странную породу людей, чувствующих величие и значимость тех знаний, которые они якобы «хранят». Что примечательно, они искренне верят в то, что само знание чего-то таинственного делает их в некотором роде мастерами. Увы, увы. Я считаю, что именно большое количество таких вот «мастеров» и их секретов порождает большое же количество людей убежденных в том, что все это «ушу-мушу» — пустая фигня, и если не мудрить, а просто и сильно врезать такому мастеру по морде, то он будет лететь далеко и долго вместе со всеми своими «И-цзинами», «тэнами», данами и что там у него еще есть. И самое прискорбное в этом то, что встречаясь с теоретиками, именно эти примитивные мордобойцы оказываются правы. На Востоке, кстати, (который эти адепты так обожают), подход к занятиям весьма практичен. Там мастер боевого искусства, который не может так вот врезать, почему-то мастером не считается…

Кстати, такая диалектика вполне соответствует «Ицзин» — однако кто вернет нам потерянное время? Мне, например — кто вернет? Ведь пару-тройку лет точно потратил, продираясь через секретничающих умников. А когда добрался до техник, увидел, что их идеи с реальной работой имеют очень мало общего. Это только болтовня о реальной работе. Трата времени.

Взрослым людям его постоянно не хватает, этого самого времени. И чем старше Вы становитесь, тем больше у Вас забот и тем меньше времени. Только знаете — хронологический возраст еще далеко не показатель того, что человек действительно взрослый. Потому что он, совсем как ребенок, может тратить свое драгоценное время на занятия совершенно бесполезные как для него, так и для его семьи — и, кстати, именно поэтому одни люди добиваются чего-то реального -а другие всю жизнь только собираются этим заняться, соооружая планы один заманчивее другого. И чем же он тогда от ребенка отличается? Тем, что некому ремень в руки взять, так, что ли? И сам я грешен, не буду скрывать — ни водка, ни курево(тьфу, гадость) — нет, меня погубили компьютерные игры, и отнимают огромное количество моего времени. Но я-то ведь хотя бы понимаю истинную цену этих игр - значит, надежда есть.

Даст бог, читая ваши письма, наконец соберусь — и… Ведь уйма работы вокруг, уйма. Боевые искусства — дело такое, чуть дашь слабину — и привет. А все потому, что увы — НЕТ навыков, которые не забываются. Забывается все. Так уж устроен человек. Если нет постоянной практики, то программма «архивируется» и упрятывается подальше — а «оперативная память» оккупируется делами насущными. И соответствующими навыками. Да, да — и мне за «Квэйком» случалось форточку мышкой закрывать… Так что если Вы перестанете практиковать свое искусство, время вашей реакции неизбежно замедлится — ровно настолько, сколько понадобится для «распаковки» этого архива. А ведь боевое искусство — это и моторная память тоже. Вы же сами пишете, что после долгого перерыва удар не тот, — и при этом все-таки рассчитывсете на суперсистему? А еще говорите — взрослый человек.

Конечно, взрослым тоже очень хочется верить в сказки. Это бы было действительно здорово. Но вот только реальная действительность весьма безжалостна — и норовит подставить ножку в самый счастливый миг. Я не хочу, чтобы это случилось — и поэтому думаю именно так, и именно то, что Вам написал. Мне что, соврать надо было, что ли? Я сказал то, что думаю. Правду сказал. И если вам это не нравится — ищите тех, кто будет вам врать так, как вам нужно.

Вы же взрослый человек. Вы, конечно же, вправе думать, как Вам хочется и верить во что Вам угодно. Что дважды два — пять. Что Земля имеет форму чемодана. Что люди ходят на руках и люди ходят на боках. И несомненно, при свойственном вам упорстве сможете найти для этого соответствующие доказательства. Тем более, свойственными вам методами. В конце концов, я в цирке тоже бывал. И Вы сможете найти даже тех — я уверен в этом, — даже тех, кто станет эти доказательства слушать. Есть же у Вас свой сайт, уважаемый «джедай»? Вот только записываться к Вам Дартом Вейдером я вовсе не намерен. В свою любимую игру Вы и без меня сможете очень увлекательно поиграть.

Потому что есть один закон, общий для всего человечества — если кто-то встанет на бугорок и начнет что-нибудь оттуда вещать, непременно собирается толпа. Кто бы и что бы ни говорил. И на размер толпы влияют не какие то там факты и доказательства, а громкость звука, тембр голоса и цветистость речи. Легендарный лондонский Гайд-парк тому пример. Теперь вот сайты появились.

Скажу честно, наш «Контэн» я тоже не считаю чем-то из ряда вон выходящим. Мое дело — говорить. Я честно пытаюсь рассказывать то, что знаю, не секретничаю, не прячусь за умными фразами — а Вы слушаете, если хотите, или уходите. Ведь выводы из любых речей взрослые люди все равно делают сами. Этим они от детей и отличаются.

…А напоследок, если хотите, я Вам пару притч расскажу. В конце концов, мастер я или нет? Имею полное право.

Итак — однажды Будда в очередной раз излагал свое учение толпе собравшихся. И вот некий человек начал задавать вопросы о великих мастерах, о тайнах мироздания, об устройстве мира — ну, короче об очень важных и загадочных вещах. Но Будда не отвечал на эти вопросы — игнорировал их, или же просто молчал. Многие были разочарованы, многие ушли с этим человеком — и тогда ученики тоже приступили к учителю: «Как же так? Почему Вы не отвечали? Разве Вы не знаете этих вещей? Почему не сказали хотя бы того, что известно всем?»

Будда ответил им так: «Он спрашивал о вещах, которые не касались ни его самого, ни его близких, ни его окружения, ни его жизни. Мои ответы не изменили бы в нем ничего и никак на него не повлияли бы. Поэтому любой ответ был бы неверным. Таким образом, я не мог ему ответить. Я мог только предложить выслушать то, чему я учу. Но ему это не было нужно. Значит, он должен идти туда, где ему дадут такие ответы, какие ему нужны. Он так и поступил. Так чем же озабочены вы?»

А вот другая. Вычитал ее у китайца по имени Лу Синь. По-моему, это довольно умный китаец.

У одного небедного человека родился сын. Тот устроил пир, и у всех встречных поперечных начал спрашивать, какую судьбу они видят для этого ребенка — такой уж у них, китайцев, есть обычай. Один человек сказал: «Он вырастет прекрасным и сильным юношей, нежным и любящим сыном» — и получил богатые подарки. Другой сказал: «Он породнится со знатной фамилией и будет очень богат» — и тоже не был обижен. Третий сказал: «Он будет великим мудрецом и прославит свое имя в веках» — и получил еще больше.

И тут подошел четвертый. Наверное, тоже подарков хотел. И сказал: «Придет время — и этот человек умрет».

И был жестоко избит.

Хотя единственный из всех просто не мог ошибиться.

С тем и остаюсь —

Ю.Ю.Сенчуков.

Похожие статьи:

Мифы боевых искусствУскоренное восприятие: в поисках волшебной пилюли - 3.

Мифы боевых искусствУскоренное восприятие: в поисках волшебной пилюли - 2.

Мифы боевых искусствУскоренное восприятие: в поисках волшебной пилюли - 1.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!