Найти на сайте: параметры поиска

Нужны ли соревнования в боевых искусствах?

5 сентября 2017 - Матвеев Максим

Эта тема поднимается в СМИ снова и снова, «мягкой силой» подталкивая общество к определенному выводу. Как правило, отвечать на этот вопрос принимаются спортсмены – потому сама постановка вопроса "нужен ли пчелам мёд" умиляет. Тех, кто говорит, что для многих боевых искусств соревнования невозможны в принципе, поднимают на смех, пользуясь уже распространенным «мемом» про «шмертельные приемы».

Мол никаких больше доводов у вас нет.


Поэтому я решил написать вот такую статью.


Мастера из ЕДИНОБОРСТВ ответят однозначно, что нужны, потому что все единоборства сегодня спортивные. Все единоборства изначально были придуманы для целей, аналогичных спортивным. Большинство людей никаких иных боевых искусств попросту не знает и иначе их понимать не может.


Единоборства и боевые искусства — вовсе не одно и то же. Это "линия партии" сегодня такое, все в одно Прокрустово ложе запихать.


По многим боевым искусствам соревнования невозможны в принципе, а будучи проведены, изменят их облик до неузнаваемости — а иногда до полной противоположности изначальным целям и задачам.
И "смертельность техник", многократно растиражированная, а потом так же многократно осмеянная всеми газетами, вовсе не главная причина.


Вот возьмем, к примеру, багуачжан — это искусство выделяется из ряда других тем, что уделяет основное внимание бою с несколькими противниками. Все его техники, манера движения, тактика, приспособлены под это.
Как вы будете по нему проводить соревнования?


Если искать противников среди таких же багуанцев, то им либо придется драться один на один, что будет выглядеть не лучше, чем в других стилях; либо никто не сможет выиграть по банальной причине — ВСЕ противники того же веса и ВСЕ знают эту же технику и тактику — а значит, сумеют ей противостоять. То есть, перед спортсменом будет ставиться задача победить несколько таких же бойцов, как он сам. Даже если их двое, то, как сами понимаете, вряд ли выполнимо. Что же касается двух "победителей" — что им, по полмедальки давать? При этом, если каждого из них поставить в ту же ситуацию, он также будет побежден, без вариантов.


Один на один, как вы понимаете, шансы еще есть — потому превращение боевого искусства в единоборство при превращении в спорт неизбежно.


Но для багуа это уже означает отказ от того, для чего оно разрабатывалось и для чего оно предназначено.
Возьмем айкидо.


Основой стиля является фехтование на палках и мечах, бросковые техники по отношению к ним являются вспомогательными. Характерный рисунок бросков айкидо мы сможем увидеть лишь в том случае, если противник будет не бороться а именно пытаться нанести удар, причем с дистанции характерной для удара оружием. поставив двух айкидок перед необходимостью соревноваться, мы либо вынуждены делать это на оружии (мемуары учеников Уэсибы полны воспоминаний о спаррингах на боккенах), что очень быстро выведет из употребления спортсменами захваты и броски, либо превратит поединок в аналог дзюдо.


И в том и в другом случае айкидо мы с вами больше не увидим.

Люди, заявлявшие себя как представители айкидо, уже неоднократно выступали в клетке. И даже побеждали. Но выглядели при этом как обычные борцы. Никакого айкидо там попросту никто не смог бы показать, поскольку это искусство предназначено для других тактических ситуаций. При этом скручивание и заломы суставов в стойке, — основа его арсенала, — запрещены правилами ММА. Более того — из-за конструкции перчаток они вообще невозможны.

Тем не менее в своих ситуациях, отличающихся от "клетки", приемы айкидо вполне применимы и эффективны. — и таких ситуаций в условиях реальных уличных нападений возникает масса.

И такие примеры не одиночны.


Возьмем каратэ, наиболее распространенное боевое искусство. Сегодня оно наиболее превращено спорт – даже в несколько видов спорта сильно различающиеся между собой.


При превращении в спорт за бортом остались не только подготовка к бою с несколькими противниками, но и вся оружейная техника и тактика, а также приблизительно 95% рукопашной техники. Современные спортсмены-каратисты имеют об этих разделах весьма фрагментарные, и даже я сказал бы, странные понятия. Конечно, в физическом плане они превосходят мастеров-основателей в несколько раз, — но это уже вовсе не традиционное каратэ. Достаточно сказать что о том что кроме техники существует еще и какая то «тактика», многие из них вообще не имеют понятия. И понятно почему: ведь долгие годы спортивное каратэ проводило соревнования по иппон-кумитэ, согласно правилам которых бой заканчивался после первого же попадания. В этих условиях ни о какой тактике, конечно, речи уже не идет. Многие федерации каратэ, обеспокоенные оттоком учеников, начали проводить и свободные поединки. Очень быстро рисунок боя в них изменился до неузнаваемости, что потребовало менять и методики подготовки, и саму технику. Во многом они начали походить на те же ММА.


О какой традиции может идти речь в таких условиях? Разве что о традиции ММА, во многом повторяющей сегодня традицию «боев в ямах», — любимой забавы английского плебса. Как показал недавний бой Мак Грегор – Мэйвезер, те искусства, которые подвергаются смешиванию в рамках этой забавы, существенно снижают свой технический уровень, а вся тактика сводится фактически к одной: лишить подвижности, повалить и забить на земле. Навык, конечно, важный, особенно в условиях всеобщей пропаганды ММА – но это все-таки не единственная ситуация, которая может возникнуть в рукопашном бою. Причем эта ситуация не менее оторвана от реального уличного или войскового рукопашного боя, чем те «нереальные» условия других единоборств, над которыми посмеиваются адепты ММА.


Сведение всего многообразия тактических ситуаций к одной неизбежно приводит к потере всех верхних «этажей» боевых искусств кроме самых базовых. И дело касается не только каких-то нескольких «устаревших приемчиков», никому не нужных и всеми забытых. Вот еще один пример: при спортивном подходе полностью теряет свой смысл такая современная дисциплина, как крав-мага, которая при этом является основой рукопашной подготовки в наиболее развитых армиях мира. Ведь суть крав-маги — именно многообразие тактических ситуаций. При сведении их к одной, спортивной, какой бы она ни была, она тут же распадется на те единоборства из которых была не так давно составлена.


Но ведь была? Был запрос, была необходимость? Практика показывает, что и была, и есть. Крав мага сегодня активно развивается, обновляет свой арсенал, идет именно в сторону увеличения тактического раздела.


Не кажется ли это достаточно аргументированным доказательством того, что соревнования, как самоцель, неприемлемы для боевых искусств – если те хотят остаться боевыми? При этом соревнования, как опыт боя с людьми из других групп и залов, с другой динамикой движения и тактикой боя, вполне могут – и должны быть — частью подготовки бойца. Такой опыт необходим для его роста. Но –только при условии уже наработанной, устойчивой технической базы и только как этап развития, потому что любое боевое искусство, как система, это всегда нечто гораздо большее, чем поединок двух людей. И дело здесь не в отвлеченных материях вроде «философии» ни о чем. В боевом искусстве все предельно практично. Дело тактике, оперативном мышлении и стратегии, которые при превращении в спорт неизбежно оказываются «не нужны». Ведь кардинально изменяются цели самого искусства – а это сказывается на всех его этажах и проявлениях.

Не случайно еще со времен древнего Рима специалисты проводили четкую разницу между гладиаторским искусством кулачного боя и фехтования и боевым искусством, как чем-то гораздо большим. Этот вопрос неоднократно поднимался и в средневековье, когда навыки владения оружием и борьбы были весьма востребованы и в повседневной жизни. И даже тогда фехтмейстеры не уставали говорить: гладиаторский бой и боевое искусство – это не одно и то же. Дуэльный поединок, хоть на кулаках, хоть на холодном оружии и боевое искусство – это не одно и то же. Сегодняшняя ситуация, на мой взгляд, во многом происходит из того, что область применения реальных боевых навыков стремительно сужается, — и для большинства представителей общества, возможно, сузится до пределов татами, ринга и ли «клетки». Однако остается армия, остается полиция, охрана – и наличие в этих структурах специалистов, умеющих решать ситуации «неспортивно», крайне важно для нормального функционирования общества.


Поэтому о сохранении таких «неспортивных» знаний и методик подготовки забывать не стоит.


это может впоследствии очень дорого обойтись.


Подмена боевых искусств спортом — государственная политика, поскольку обеспечивает более полный контроль за занимающимися. Кроме того, обеспечивается постоянная "занятость" занимающихся в соревновательном конвейере, так что ни о чем другом, кроме "соответствия", они попросту думать не в состоянии.


Подмена боевых искусств спортом была начала еще в 1980 году, когда запретили "незаконное преподавание каратэ" а все законные дипломы можно было получить только в институте физкультуры, на кафедре бокса.


Таким образом, была начата еще одна важная тенденция — подмена традиций и методик боевых искусств методиками спортивных единоборств.


Таким образом в России, в которой культура боевых искусств отсутствовала, изначально был взят курс на создание их имитации на основе спорта.


И о чем тут вообще тогда говорить.


Ведь единоборствам соревнования нужны, потому что они изначально предназначены для соревнований, и ни для чего другого. Потому что они и есть спорт, с самого начала.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!