Найти на сайте: параметры поиска

Что у нас было и что у нас есть

20 июня 2004 - Сенчуков Ю.Ю.
Молодой вид единоборства, развивающийся в России в течение последних десяти-двенадцати лет на основании старинных русских приемов кулачного боя, собранных по деревням энтузиастами-этнографами. Впоследствии из группы этих энтузиастов выделился А.К.Белов, который ...

Славяно-горицкая борьба

Молодой вид единоборства, развивающийся в России в течение последних десяти-двенадцати лет на основании старинных русских приемов кулачного боя, собранных по деревням энтузиастами-этнографами. Впоследствии из группы этих энтузиастов выделился А. К. Белов, который в дальнейшем и стал именоваться «отцом славяно-горицкой борьбы». Первые публикации по славяно-горицкой борьбе появились в журнале «Техника-молодежи» в 1989-90 гг.
Название этого вида борьбы происходит от того, что древние славяне устраивали на тризнах борцовские схватки, причем якобы проводили их непосредственно на могильном кургане — то есть, «горице». Самым сильным борцом признавался тот, кому удавалось залезть на самую верхушку кургана, скинув оттуда всех остальных. Оттуда, говорилось также в этой статье, будто бы и произошла детская игра «царь горы», известная и до сих пор и корейцам, и малайцам, и эскимосам, и даже маленьким бушменам, весело спихивающим друг друга с барханов Калахари. Тем не менее корни этой древней системы следует искать именно у нас, поскольку придумать столь хитроумное развлечение никто сам по себе не в состоянии. Это могли только русские.
Насчет того, чтобы топтаться по могилкам — это, конечно, да. Это у нас любят.

Ну да ладно.

В первоначальном варианте поединки по славяно-горицкой борьбе планировалось проводить именно на горице, представляющей собой металлический каркас, плотно обитый досками и обтянутый специальным покрытием.

Однако от этой идеи довольно быстро отказались — и не потому, что даже язычники-дикари не стали бы топтать могилу своего родственника, а, скорее, по причине дороговизны и сложности изготовления столь громоздкого сооружения. Сомневаюсь, что вообще была построена хоть одна такая штуковина. К тому же «горица» придавала приемам определенную и весьма узкую специализацию, — а драться людям сплошь и рядом приходится именно на ровном месте.

В течение последующих десяти лет базовый технический арсенал школы несколько раз постоянно и хаотически менялся — основоположник славяногорицы Александр Белов утверждает, что целью этих пертурбаций являлось отсечение от «традиции» неких отступников, осмеливающихся преподавать и развивать русское боевое искусство без него. Хороша «традиция», если ее можно вертеть так и этак!

Адепты славяногорицы дерутся с боксерами и каратистами весьма успешно, — если судить по заявлению Александра Белова о том, что для сдачи экзамена на инструкторскую степень необходимо одержать победу на аттестационных поединках с боксером, каратистом-контактником и самбистом.

Вот это утверждение я хотел бы прокомментировать отдельно.

Аттестация инструкторов на указанных выше условиях (победа над боксером, каратистом, самбистом) вряд ли возможна — хотя бы потому, что Белову вряд ли удастся найти такого каратиста, самбиста или боксера. Вы только представьте себя на их месте: приходят, значит, к вам некие деятели, и говорят, что хотят пригласить для участия в аттестационных поединках. Мол, экзамен выдержат только те, кто вас побьет.

Одно из двух: либо гости выбрали именно вас за то, что вы такой плохой боец, то есть, хотят оскорбить (уже оскорбляют!) лично вас; либо, если вы боец хороший и опытный, они хотят оскорбить всю вашу систему в целом, так как заявляют, что любой их боец, пригодный для аттестации, сможет побить хорошего, опытного бойца вашей системы. Насколько я могу судить о Белове, он имел в виду именно это, желая, таким образом, еще раз рекламнуть свое детище.

Что ж, — не знаю, как вы, а я спустил бы эту делегацию с лестницы — что наиболее вероятно. А был бы в плохом настроении — пришел бы на эту аттестацию и… Короче, костьми бы лег, но никого бы через себя не пропустил. Зубами бы грыз, ибо это вполне по-«варварски». И хрен бы кто через меня аттестовался, будь я хоть даже простой теннисист! Настольный!!!

И это не относится только к славяно-горице — любой, кто придет с таким предложением к уважающему себя человеку, даже вообще ничем не занимающемуся, будет встречен одним из вышеуказанных способов. Потому что по самой своей сути это заявление не столько варварство, сколько хамство.

Что же касается техники, то она действительно исконно русская, привычная. Можно даже сказать, рабоче-крестьянская. Размашные удары, плюхи, затрещины и зуботычины — огромное количество всем нам с детства знакомых действий, которые наконец-то собрали воедино и решили «раскрутить» в качестве боевой системы. Недостатки же в принципиальных основах построения движений компенсируется самоотверженностью и энтузиазмом занимающихся, основным видом тренировки считающих полноконтактные драки и гордящихся своими синяками. Энтузиазму этому можно позавидовать, если бы не одно маленькое «но»: правильно нанесенный удар в полный контакт должен причинять повреждения куда более серьезные. Возьмите хоть бокс, хоть даже каратэ — там удар гораздо более опасен. Поэтому и не дерутся боксеры перед серьезными соревнованиями, поэтому и многие школы каратэ отказываются либо от полного контакта, либо от соревнований вообще. В славяногорице же можно хлестаться очень долго, но кроме разбитых губ, глаз и носа — никаких серьезных повреждений. Я неоднократно наблюдал за многими такими боями, в том числе и на весьма престижных соревнованиях и сам пробовал «постукаться» кое с кем из «славян» — и могу сделать однозначный вывод: все их бойцы, более менее умеющие драться, ранее занимались какими-либо другими системами. Ну это ладно, все мы люди свободные, ходим из секции в секцию, обогащаем свой опыт, но — все удары и другие действия, которые представляли в этих боях серьезную опасность, или играли решающую роль — все они НЕ ЯВЛЯЛИСЬ техниками славяно-горицкой борьбы. А техники эти пресловутые годились лишь для того, чтобы отвлекать внимание — или в лучшем случае зарабатывать очки.

Тем не менее, справедливо будет сказать, что во многих товарищеских поединках с представителями восточной «классики» славяногорцы одерживают скорую победу. За счет чего? Ларчик открывается довольно просто — за счет привычки действовать быстро и решительно и не бояться синяков. Да и за счет правил, конечно, к которым многим «танцорам» трудно привыкнуть. Особенно это заметно на соревнованиях.

Дело в том, что бой в славяногорице состоит из нескольких весьма краткосрочных схваток — и если вы не бросаетесь тут же лупить противника, то вы рискуете услышать команду «стоп». Так повторится несколько раз, а потом вы получите штрафное очко за пассивность — и потом, при подсчете очков, никакие ваши тактические резоны не будут приняты во внимание. Кому дело до тех трех ударов, которыми вы чуть не сломали противнику ребра? За это время он вслепую вывалил на вас двадцать беспорядочных плюх, которые не оставили и следа — но принесли ему желанную победу. И все тут.

Далее и о том же. Не так давно на соревнованиях по славяногорице начали применяться боксерские перчатки. Это резко сократило технические возможности бойцов: многие захваты, кистевые и пальцевые техники стало просто невозможно выполнить — и, кстати, именно те, которые могли бы обеспечить опытному славяногорцу какие-то преимущества перед боксером или борцом. Оставшаяся техника стала еще более размашной и открытой, что сделало защиту почти невозможной — ну да уж ладно, коль скоро славяногорцы защиту презирают. Атака, мол, важнее. Но это же облегчило контратаку и атаку противнику — боксеру, каратисту, борцу! Это открыло дорогу и соответствующим хитростям большого спорта: в круг выходят борцы, самбисты, боксеры и кик-боксеры, лишь наскоро «замаскированные» под славяногорцев одним-двумя месяцами занятий. Выходят — и побеждают! Что бы там Белов ни говорил и за кого бы их ни выдавал.

Таким образом, арсенал славяногорицы резко уменьшается, основной целью занятий становится не техническое развитие бойца, а победа в соревнованиях — то есть система скоропостижно превращается из боевой в спортивную, а значит, в ходе этого процесса неминуемо потеряет свои наиболее ценные качества. То есть, преподавание «варварства» очень быстро сменяется «варварским» преподаванием все тех же бокса, каратэ и самбо.

Одним из ярких доказательств «оспортивления» славяногорицы являются постоянные подсуживания и свары за судейским столом — зрелище крайне маопривлекательное, при том, что сам основоположник участвует в этом наиболее активно. Ученик Белова практически не может проиграть бой никому — и это правда! — потому, что за судейским столом сидит Белов, чей авторитет в славяногорице непререкаем. А он сидит практически на всех соревнованиях — и толкует правила, как ему вздумается.

Учитывая то, что Белов крайне авторитарен и не терпит ни в чем ни малейшего возражения, нетрудно догадаться, что никакие замечания, даже самые дельные, приняты не будут ни от кого и никогда, — ни от своих, ни от чужих, ни по технике, ни по этнографии и истории, которые он выворачивает, как хочет, по своему хотению. Таким образом, его система развивается в условиях самоизоляции, что не может не сказаться на ее реальной боевой эффективности. Можно даже сказать, что именно сам Белов и является главным и основным препятствием для дальнейшего развития славяно-горицкой борьбы.

От самих славяногорцев и из книг того же Белова мне известно много историй о том, как он, войдя в берсеркерский раж, травмировал своих учеников — и на тренировках, и на показательных выступлениях. Это свидетельствует не о какой-то там особой удали, а по простом неумении держать себя в руках и контролировать свои движения. Я считаю, что в том, чтобы покалечить доверившегося тебе человека, слава невелика. Если же это не неумение, а нежелание сдерживать себя, то здесь можно усмотреть некий комплекс истерического самоутверждения — бей, значит, своих, чтобы чужие боялись. Не хотелось бы вдаваться в психиатрию, но это, по-моему, уже оттуда… Примечательно, что подобных историй об избиении Беловым представителей других стилей почему-то не слышно. А почему? Некогда было, что ли?

Историческая аргументация, на которую опирается Белов в своих книгах, крайне сомнительна. Жаль что сегодня отменена практика рецензирования — иначе любой мало-мальски образованный историк не оставил бы от этого величественного нагромождения былин, сказок и просто баек камня на камне. Например, в Японии никогда не использовался наручный щит, тем более в паре с катаной, а древние этруски совершенно ничего общего не имеют с германским племенем русов. И, кстати, если эти самые русы — германцы и варяги, то почему борьба славяно-горицкая? Поистине, тайна сия велика есть — и ведома она только Александру Белову.

«Язычество», на котором базируется вся система, по большей части опять-таки является изобретением Белова — как и «варварские» приемы, изучаемые его учениками — не этнографической и исторической реконструкцией, а именно выдумкой. Все ссылки на какие-то корни и традиции, как правило, ничем не подкреплены, все имеющиеся доказательства притянуты за уши. Оттуда и берсерки, оттуда и этруски. Белов и сам неоднократно заявлял, даже в телевизионных интервью, что, мол, уходит в лес, медитирует, а там уж Перун ниспосылает ему откровения. Достойное основание для современной боевой системы… А мухоморов он, случайно, перед этим не ест, по примеру этих самых берсерков?

Опыт Белова в других боевых искусствах крайне сомнителен. Он вроде бы когда-то занимался каратэ — но практически ничего оттуда не почерпнул. Дело не в поясах -это видно по тактике и технике боя — иначе он предусмотрел бы защиту от хорошо поставленного прямого удара. Скорее всего, он набирал опыт на избиении каратистов-недоучек, не обладающих хорошим ударом и не умеющих быстро перемещаться — но увы, таких каратистов у нас очень много. Итак, кроме самых азов каратэ, Белову ничего не известно… Интересно, занимался ли он самбо? В первых публикациях «Техники-молодежи» было несколько весьма оригинальных и эффективных бросков… которые сегодня уже никем и никогда не применяются. А жаль.

При всем «язычестве» вовсе не случайно то, что многие славяногорцы являются убежденными сторонниками и пропагандистами православия, о чем напоминают при каждом удобном случае. Вроде именно с православием и бороться бы истинному язычнику? Однако существование и развитие славяногорицкой борьбы, проведение соревнований а также получение денег на ее развитие во многом объясняется не столько эффективностью этой борьбы, сколько популярностью этой борьбы и лично Белова в националистически настроенных кругах населения, представители которых, как правило, плохо разбираются (и не желают разбираться) в истории и в боевых искусствах — отсюда и заигрывания с православием, и отрицание всего «восточного», как чуждого русскому духу. Мол, истинный русич и нахрапом всех завалит. Завалить-то завалит, но вряд ли кто-нибудь выделит деньги на культивирование нахрапа… Скорее всего, здесь другая причина, политическая: весь этот языческо-варварский антураж как нельзя лучше подходит для оболванивания будущих солдат какого-нибудь великороссийского «гитлер-югенда», чтобы они заранее яро ненавидели все «не наше» и привыкали бить его в морду безо всяких лишних рассуждений. Тогда все понятно. Боевое умение тут и в самом деле необязательно, — гораздо важнее навербовать в свои ряды как можно больше народу. Примерно так же ОУНовцы «развивают» на Украине боевой гопак: «Бий москалiв!» — куда уж проще, коротко и ясно.

Интереснее всего то, что в качестве армейской системы славяногорица вполне применима и очень выгодна: сроки обучения минимальны, техники достаточно просты, тренировки проводятся в полевых условиях, и развивают агрессию и выносливость — это будет очень сильно закалять дух личного состава. Агрессия, вносливость и скорость — что еще нужно идеальному солдату? Когда идет драка стенка на стенку, личное мастерство отдельного солдата мало что значит — гораздо важнее, чтобы никто не струсил, не кинулся убегать. Побочным положительным эффектом будет снижение количества внеуставных взаимоотношений — кому охота будет махать кулаками после таких тренировок — тут лишь бы до койки доползти. Для принятия в качестве армейской системы нужно только совсем немного: подкорректировать «язычество», поскольку в российской армии кроме русских служат и татары, и мордва, и пресловутые хохлы и прочие жидомасоны. Да и русские-то поголовно все христиане, могут и не захотеть молиться на Перуна.

Однако — стиль успешно развивается и пропагандируется.

Так что к этой системе необходимо подойти со всей серьезностью и объективностью, описав ее достоинства и недостатки.

Достоинства:

 

  1. Славяногорицкая борьба — это даже не школа реального боя; это школа реальной уличной драки. Изначальная установка делается именно на драку, без правил и ограничений. Удары наносятся в полную силу, что способствует закалке тела и духа, а также реальной действенности отрабатываемых техник.
  2. Здесь вступает в силу психологический стимул, действительно известный с древних времен: чего бояться — ведь на тренировках-то тебя били сильнее!
  3. Техника боя базируется на размашных ударах по разнообразным траекториям, что очнь удобно как для атаки, так и для защиты от ударов большинства распространенных сегодня систем, в основе которых лежит боксерский удар-тычок по прямой. Причем размашной удар — самое естественное движение, а значит, обучение будет идти очень быстро.
  4. Тактика боя основана на стремительной, молниеносной атаке со множеством ударов рук и ног, что, несомненно, будет весьма эффективно при встрече с большинством преподаваемых сегодня стилей — за исключением, пожалуй, только бокса или вольной борьбы.
  5. Тренировки по славяногорице проводятся преимущественно на природе — причем и зимой, и летом, в разной одежде, на косогоре, на траве, в снегу и в грязи. Это закаляет дух бойца, и приучает его использовать в свою пользу любую обстановку и любую одежду. Это очень важно для уличной драки, к которой редко удается подготовиться заранее.
  6. Благодаря указанным выше технико-тактическим, а скорее психологическим особенностям, занятия славяногорицей могут за несколько месяцев превратить новичка в серьезного уличного бойца — что и является заветной целью для большинства приходящих в залы подростков.
  7. Славяно-горицкая борьба включает в себя раздел работы с оружием, что является важнейшим признаком настоящей боевой системы. При этом именно славяногорцы являются наиболее серьезными бойцами на всех турнирах по историческому фехтованию (если кто вдруг не знает: бои на мечах и секирах в кольчугах и шлемах), поскольку единственные изо всех участников постоянно тренируются передвигаться в доспехах.
  8. Славяно-горицкая борьба является практически единственной из отечественных систем, в которой налажена система соревнований и существует разветвленная сеть клубов и секций. Благодаря этому появляется мощный стимул к занятиям, проводится постоянный обмен опытом и «налет часов» во встречах с незнакомыми бойцами.
  9. В славяно — горицкой борьбе создана разветвленная и сложная система психологической подготовки и мотивации бойца, со своими ритуалами, обрядами и посвящениями, прославляющими идеалы «язычества» и «варварства». Даже имя боец получает другое, «языческое». Такой подход должен неплохо мобилизовать внутренние силы ученика и предотвратить уход из секций недоучек. Действительно, из секции в секцию блуждает множество каратистов, самбистов, айкидок и кик-боксеров — но славяногорцев, честное слово, почти нет.



Однако…

Недостатки

 

  1. Несмотря на обширность арсенала, атакующая техника не использует всех двигательных возможностей. Размашные удары славяно-горицкой борьбы скорее нужно назвать оплеухами — они наносятся практически без вложения корпуса, за счет веса руки. Таким ударом можно расквасить нос, разбить губы, подбить глаз — но не вырубить противника. И если противник не трус и фингалов не боится, то он вам рано или поздно врежет — и будет стоять над вашим телом с разбитой мордой. Это будет вам утешением, потому что ничего более серьезного вам все равно сделать не удастся.
  2. Защиты в славяногорице просто нет. Конечно, «изначально все это было» (ну, как всегда…), но современный спортивный вариант, где бой состоит из нескольких молниеносных сшибок, практически не дает возможности научиться это делать. Наверное, ее адепты думают, что если махать руками очень часто, то можно обойтись и так. Особенно если махать руками во все стороны сразу. А ведь зря, зря они так думают: рук-то всего две. И траектории ударов таковы, что корпус и лицо бойца сплошь и рядом остаются открытыми, что особенно заметно в техниках, предлагаемых для боя с несколькими противниками. Однако любой боец, не боящийся фингалов и царапин — например, тот же боксер, кик-боксер, а еще лучше тай-боксер — легко сможет уложить славяногорца встречным ударом. Если же этого и не происходит, то не потому, что славяногорцы умеют защищаться — скорее всего, те противники, которых они выбирают, плохо учились бить. А если встретится им такой же отморозок, но при этом обладающий мощным концентрированным ударом и умеющий лупить по ногам — например, тайский боксер — то бой будет длиться еще короче, чем они планируют. И это при том, что в тай-боксе всего полтора десятка техник и пракически никаких «секретов», кроме каждодневного мордобоя — причем гораздо более жестокого.
  3. Тактики в славяногорице нет никакой — главное переть вперед, как можно быстрее размахивая руками. Это увеличит ваши шансы на то, что какая-то часть всего этого попадет по противнику. Если же противник умеет уходить от ударов — не блокировать, тут это бесполезно, а именно уходить, как умеет каждый хороший боксер и должен, по идее, уметь каратист — то в результате вы будете бегать мимо него, как бык мимо тореадора, постоянно огребая по затылку и бокам. Ну и вообще худо будет славяногорцу, если его противник умеет бить короткие встречные прямые.
  4. Несмотря на описанные выше правила, на соревнованиях и турнирах по славяногорице победы одерживают прежде всего именно те бойцы, которые раньше занимались боксом, самбо или вольной борьбой — причем побеждают они именно за счет приемов, свойственных этим видам единоборств. То есть, боксер, самбист или борец, привыкший к «варварскому» натиску и не стушевавшийся в первый момент, одерживает победу. Это значит, что удачи славяногорцев зависят именно от «нахрапа», а не от техники. И еще — победы этих бывших боксеров и борцов свидетельствуют о том, что упомянутое выше хамское заявление об аттестациях — пустышка.



ВЫВОДЫ:

 

  1. Славяно-горицкая борьба — это именно драка, причем весьма некрасивая, где залогом победы является описанное выше «варварство». Так что рецепты этой борьбы имеют шанс на какой-либо успех лишь в том случае, если «славянин» нападет на кого-то первым. Хотите быть уличным драчуном — пожалуйста; хотите постоянно красоваться подбитыми глазами, отвислыми губами и опухшей физиономией — флаг вам в руки; значит, вы попали по нужному адресу. И даже в этом случае не забудьте немного позаниматься самбо и боксом — это существенно увеличит ваши возможности.
  2. Славяно-горицкая борьба, как древнерусская боевая традиция — фикция. Причем чисто политическая. На деле же существует лишь «варварство» конкретного К. Белова — как по отношению к историческим фактам, так и к методике преподавания. Это же варварство во многом заменяет и технику, поскольку техника — это то, что Перун нашептал Белову, и никому иному, а все остальные — отступники или ничего не понимают. Так что лучше в истории самочинно не копайтесь — иначе вам будет очень трудно слушать своего инструктора, и в результате вы станете тем самым отступником.
  3. Белов, конечно, и сильный и тренированный человек, настоящий энтузиаст своего — но только и именно своего — дела. Однако никаких боевых искусств, кроме выдуманной им борьбы, он не знает — это видно по его рецептам. Вероятно, он и сам считает, что славяно-горицкая борьба — самая лучшая и прогрессивная система в мире — а значит, все другое безнадежно устарело и никуда не годится. Да, я согласен, что тренировка — великая вещь, он быстро двигается, у него большой боевой опыт — но опыт он набирал, избивая недоучек и собственных учеников.
  4. Есть ведь кроме славяногорицы и другие русские системы. И их довольно много — тут тебе и казачий бой, и скобарь, и буза, и коло. Среди преподающих их инструкторов есть и «отступники», заклейменные Беловым, и те, кто его в глаза не видел. Есть тут и люди, действительно ездящие по деревням и отыскивающие дедушек, знакомых с кулачным боем, есть и откровенные «конструкторы», всячески перекраивающие каратэ и самбо. Наиболее интересны в этом многообразии разработки Грунтовского, который действительно пытается опираться именно на этнографические находки, и при этом большое внимание уделяет постановке удара и технике перемещений. Почему именно Белов? Походите по всем «русским» секциям — вы наверняка найдете что-нибудь стоящее. Без «варварства», апломба, и всяких берсерков в качестве инструкторов.



 

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!