Найти на сайте: параметры поиска

За и против - или откуда что брать

21 июля 2004 - Сенчуков Ю.Ю.

Как я понял из обсуждений «Да-цзе-шу» и моих писем, основной претензией ко мне является то что я «ругаю традиционные стили». И на этом основании многие начинают ругаться со мной, не утруждая себя чтением этих самых писем и этой злополучной книги. А ведь там все написано, и очень подробно. И большинство ваших обвинений не имеют под собой оснований. Нужно было только прочесть эту книгу.

Чтобы все подобные претензии были более предметными, я постараюсь ясно и подробно изложить свой взгляд на боевые искусства, объяснить, что мне в них нравится, а что нет, и почему; а также определить, чего же именно я от них хочу.

КАРАТЭ.

Начнем с того, что я никогда не пытался изобрести «свой» стиль БИ. Я занимался хапкидо, или тем, что под этим названием показал мне мой наставник, искренне верил в то, что оно является прикладным стилем и рассчитано на борьбу против каратэ и тэквондо, а также других стилей с аналогичными принципами движения.

Теперь прошу внимания. «Против» означает не очернение имени каратэ, не избиение белых поясов в тесных переулках и не сжигание портретов Фунакоси. Такое понимание активной деятельности более пристало футбольным фанатам. «Против» означает, что принципы движения, которые используются в нашем стиле, особенно эффективно работают против движений и стандартных связок каратэ. ТОЧКА.

Это вовсе не мешает мне самому изучать ката каратэ и тэквондо (тули тэквондо я с большой охотой делаю до сих пор и считаю их одним из лучших способов постановки культуры движения). Это не мешает мне дружить с каратистами и ни в коей мере не мешает мне понимать суть движений каратэ. Уж если на то пошло, я вполне могу работать в каратистской манере — в конце концов, я, как и многие другие, тоже начинал с каратэ. Мое хапкидо просто дало мне возможность посмотреть на привычные действия с несколько иной точки зрения. Именно поэтому я склонен думать, что изначально каратэ имело меньше уязвимых мест. И именно поэтому я все время пытаюсь дать свои расшифровки ката и даже базовых действий каратэ — и, если вы посмотрите внимательно, при этом пытаюсь сделать эти движения реально рабочими.

Что мне нравится в каратэ.

Вопрос действительно сложный. Ведь практически все техники, считающиеся базовыми, я делал бы чуть-чуть иначе. Но ручаюсь вам — только спецы заметили бы разницу. А техника при этом имела бы больший КПД. Однако что я взял бы из каратэ - ката. Исполнять их можно в мягкой манере, характерной для тайцзи, или же в жестко-силовой, как в годзю-рю делают «Сантин». Особенно ценным я считаю этот второй вариант.

 

Если же говорить о стилях, то мне нравятся два — Вадо-рю и Годзю-рю. В них не забыли о бросках, в них есть уходы с линии атаки, они ближе всего к моему пониманию «настоящего каратэ», что бы там кто ни говорил о Вадо-рю. Конечно, это стиль не окинавский, его основал японец, и первый додзе был в Японии, в Осаке. И дзю-дзюцу в нем очень много — но это все-таки каратэ: база видна отчетливо

И если рассматривать каратэ как боевую систему, то ценным в ней будет именно соединение ударов с бросками — если оно преподается. Если же нет, если осталось только то, что мы видим на каждых соревнованиях — обмен тычками со сверхдальнего расстояния, — то это уже как раз то каратэ, которое мне никогда не понравится, поскольку соревнования меня всегда мало интересовали — я всегда ищу только практическую пользу.

Что мне НЕ нравится в каратэ. Мне кажется, что эти особенности были введены тогда, когда из каратэ делали физкультуру для школьников. Вообще-то очень разумный шаг — запустить массовое изучение «полуфабриката», который при необходимости (например при службе в армии или работе в полиции) достаточно легко может быть развернут в реальный боевой стиль — но самостоятельно до этого никто не додумается. Почему? Потому что обдумывание приказов не поощряется. И это — обычное для каратэ дело. Потому что техники не обсуждаются и не объясняются. И это тоже обычно. Чаще всего его преподают именно так. А чтобы думать не хотелось, перегружают мозги физухой. После пары сотен отжиманий никаких вопросов задавать не хочется.

Таким образом, я выступаю не против стиля, а против способа его преподавания, который вместо понимания требует дрессировки. Стиль же, если его обдумать и развить, будет вполне рабочим и интересным — что доказывает пример многих мастеров-каратистов, чья техника СОВЕРШЕННО не похожа на то, что они же заставляют изучать как базу.

В этой «базе» есть ряд моментов, соблюдение которых тормозит прогресс ученика и в бою дает противнику множество шансов перехвата инициативы, - а следовательно, шансов одержать победу. Первым таким постулатом я считаю поэтапное выполнение действий. Посмотрите внимательно: при нанесении удара с шагом большинство методик каратэ рекомендуют сначала сделать шаг, а потом нанести удар. Промежуток между этими действиями может быть ничтожно малым, но он есть — а значит, у противника есть шанс уклониться или приготовиться к контратаке. Да и контратаковать, в конце концов. Если же в связку добавить блок, то удар еще более запаздывает: шаг-блок-удар. То есть, если вы защищаетесь, то шансов на ответный удар у вас будет еще меньше. Между тем, в словах многих мастеров каратэ, а также в ряде книг по каратэ достаточно ясно дается понять, что блок и контрудар выполняются практически одновременно, — так же, впрочем, как и удар с шагом. В исполнении одного из известных японских мастеров Вадо-рю я видел даже упражнение-спарринг, в котором нужно ударить противника на встречном движении РАНЬШЕ, чем он ударит тебя — а это возможно лишь в том случае, когда атакующий сперва шагает, потом бьет, пусть даже и почти без паузы (то есть, действует «по классике»), а защищающийся эту классику НАРУШАЕТ, то есть бьет до того, как его нога закончит шаг. То есть, правильным выполнением этого упражнения является именно НАРУШЕНИЕ классики. Интересно? Мне тоже. Почему бы сразу не показать именно этот вариант? В тэквондо же это сделали? И никому от этого хуже не стало…

Неестественно выпрямленный вертикальный неподвижный корпус. Какие преимущества он дает? Лично я их найти не могу. А недостатков полно: затруднена координация рук и ног, невозможны уклоны, невозможно полноценное вложение корпуса в удар, сам удар становится гораздо слабее, поскольку в него не включается брюшной пресс — мощнейшая мышца! Кроме того, удар становится «короче», а позвоночник подвергается поперечным нагрузкам, сплошь и рядом приводящим к сдвигу и травмам межпозвонковых дисков в поясничном отделе. Если бы все было так, как учат нас «классики» каратэ, небось не пытался бы каждый второй каратист приделать к своему БИ боксерские руки. Дорогие мои! Эта операция очень трудна и щепетильна, поскольку в боксе подвижный корпус. Ели пытаться просто соединять, то ваши навыки сплошь и рядом будут противоречить друг другу — а это приведет либо к полному вытеснению каратистской классики, либо к деградации техники до весьма примитивного уровня, что мы сплошь и рядом наблюдаем. Тем не менее, хочу сказать что данный «велосипед» уже изобретен грандмастером Чой Хон Хи приблизительно году в 1960, когда в тэквондо был введен знаменитый принцип «волны». И заметьте — корпус наклоняется вперед. И тэквондо от этого не погибло. Правда, правила соревнований были написаны таким образом, что за ноги давали больше очков, чем за руки, и в результате тэквондоисты просто перестати тратить время на изучение защит и атак руками. А зря.

А каратисты упрямо твердят, что корпус должен быть «прямым». Но при этом учат всех держать его вертикально. Мысль о том, что корпус может быть прямым и не вертикальным им просто не приходит в голову. А между тем, большинство мастеров каратэ бьет именно с наклоном корпуса вперед. И даже известный всем звезда российского каратэ Андрей Кочергин, который при этом яростно утверждает, что этого не делает. Наверное, он не смотрел собственные видео. Но так как он еще и утверждает, что Майк Тайсон тоже бьет с вертикальным корпусом, то остается предположить, что понятия о вертикали у него какие-то свои.

А на мой взгляд, здесь проблема чисто психологическая: человек дерется, у него получается — но это не укладывается в базу каратэ. Не годится эта база для быстрого реального боя. У него есть два пути: либо он говорит об этом сам, и начинает перерабатывать и осмысливать базу, стремясь свести концы с концами и найти ее реальный смысл — пример: Джордж Диллман, — либо он дерется, как хочет, но продолжает отстаивать старую базу, утверждать, что сам делает именно ее, и более того — САМ верит в это. Ибо если Кочергин признается, что сплошь и рядом отступает от классической базы, в лесу наверняка упадет что-то очень большое…

«Классические» блоки каратэ очень трудно применить в скоростном бою. Поэтому практически все каратисты в этой ситуации пользуются простыми отбивами ладонью. Именно это и можно было бы назвать классикой. А вы попробуйте добавить захваты другой рукой — той, которая уходит к ребрам — и сразу поймете, какие прекрасные болевые заломы и переломы можно делать с помощью классических блоков. Так почему же захватов нет? Не положено. Даже спрашивать и то не положено — особенно тем, кто каратэ не занимается.

Это еще одна вещь, которая мне не нравится. Смешная ситуация: я начинал свои занятия ударными БИ именно с каратэ. Потом занимался тэквондо. Потом ушу, где присутствуют те же движения, но в гораздо большем количестве применений и вариантов. Потом работал с хапкидо, против того самого каратэ, где, для того чтобы понять, как ловить руки у каратистов, нужно очень хорошо знать как эти каратисты двигаются. Потратил на это все более пятнадцати лет (дзюдо не в счет, там ударов нет, — а так набегает больше двадцати). И вот, со всем этим я не имею права обсуждать каратэ. И не имею права спорить с инструкторами, которые занимаются вдвое меньше меня и ничего кроме каратэ не видели. Почему? Да потому, что я не из их федерации. А кто из той же федерации будет с ними спорить? Кому это надо? Ведь раз они в нее пришли и до сих пор там работают, преподают именно так, то значит их это устраивает. Такие вопросы может поднять именно человек со стороны, и никто другой. Интересно, если бы Уэсиба осмелился высказаться насчет удара в каратэ, его стали бы слушать? Или тоже сказали бы, что айкидоке этого делать не положено?

Мне не нравится именно этот подход, поскольку он менее всего способствует пониманию истинного смысла БИ, и закрывает ученикам практически все источники информации, кроме одного. И при этом отучает думать самостоятельно. Как это все сочетается с тем, что в бою необходимо уметь принимать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ решения — причем быстро и безошибочно, — я не знаю. По-моему, если человеку запрещать думать, он думать не научится. Что же остается? Просто стоять перед макиварой и колотить в нее. Все быстрее и быстрее. Все сильнее и сильнее. Если вы будете бить быстрее и сильнее всех, кто встретится с вами, то вполне возможно, вы сможете одержать много побед… А зачем тогда такое количество техник? А ката тогда зачем?

ТЭКВОНДО.

Что мне нравится. Большое количество ударов ногами, причем очень хорошо проработанных, прекрасно разработанные, без лишних элементов, действия рук. Прекрасная система тулей, где каждый элемент вводится постепенно и постепенно же усложняется. Причем, в отличие от каратэ, в тулях присутствуют только базовые движения. В каратистских же ката ученик сплошь и рядом встречает какие-то странные действия, не только не изучавшиеся ранее, но и вообще не поддающиеся никакому рациональному объяснению с точки зрения имеющейся базы. (Опять же — если допустить броски, захваты, локтевые блоки и все такое прочее, то все эти действия вовсе не кажутся странными). Однако вернемся к тэквондо. В нем есть раздел самозащиты — хосинсуль, где широко представлены приемы, не входящие в соревновательную практику, и среди них множество бросков, подсечек и ударных комбинаций. Но при этом…

 

Что мне не нравится. Отказ от развития техники. Техника канонизируется раз и навсегда в установленных грандмастером формах и все нововведения ученика отметаются с ходу — «это не тэквондо». А подумать? Если техника не является канонической, это вовсе не значит, что она будет неэффективной. Надо хотя бы проверить и доказать ее неэффективность на практике. Но — нет.

По причине такого отметания постепенно происходит сужение арсенала. Если раньше хосинсуль изучался, сегодня его мало кто знает даже среди инструкторов. А следовательно, если ученик вдруг «найдет» один из приемов, даже присутствующих в этом малоизвестном разделе, он скорее всего услышит от своего инструктора-спортсмена ту же фразу — «это не тэквондо». То есть, нечего умничать, давай сосредоточимся на соревновательной технике. Ну а мне всегда нравился именно хосинсуль. Уж такой я неудачливый — вечно не как все.

Как я уже писал выше, правила соревнований составлены таким образом, что за удар рукой вы получаете одно очко, куда бы вы не попали. Удары ногами при этом имеют свои «накрутки». Примерно так: в грудь два очка, в голову — три, с разворота — четыре, в прыжке — пять. Таким образом, если я нанес удар в прыжке с разворотом, а вы мне в это время засадили три удара руками, то я имею преимущество в два очка. И не важно, что в реальной жизни я проиграл бы — зато на соревнованиях все стараются именно прыгать и именно бить с разворота, что создает очень зрелищный для профана-зрителя бой, являющийся визитной карточкой тэквондо, а на деле представляющий собой беспорядочный обмен пинками.

Ранее оценивались и блоки, приводящие к падению атакующего. За их выполнение можно было получить одно очко. Но при этом сурово наказывались любые попытки захвата — а ведь при исполнении такого блока сплошь и рядом можно обвинить защищающегося в захвате ноги, даже если он этого не делал. Поэтому спортсмены старались не блокировать — от греха подальше. Получишь ты это одно очко или нет, еще неизвестно, а вот замечание схлопотать или пару очков потерять куда вероятнее. Лучше вообще не обращать внимания на удары противника и просто пытаться накидать ему больше плюх, чем он накидает тебе.

Результат — если тэквондоин даст ногой по голове, это все. Это прекрасно работает против неопытного человека. Но если противник умеет блокировать ноги и проходить в ближний бой, — например, боксер, — то тэквондоин долго не протянет. И выходит, что бокс более применим на улице и более эффективен в реальном бою — хотя бы и потому, что со сломанной или отшибленной рукой убежать можно, а с поврежденной ногой — нет. То есть, малейшая ошибка — и вы труп.

Старая методика ИТФ до недавнего времени еще как-то держалась. Еще можно было найти инструкторов-энтузиастов, которые давали ее именно в полном объеме, как было задумано изначально — то есть, как жесткую армейскую рукопашку. Но вот тэквондо ВТФ ввели в программу Олимпийских игр — и ИТФ, забыв о гордости и чистоте канонов, во все тяжкие бросилось догонять тех, кого еще недавно обвиняло в профанаторстве. Скоро все тэквондо будет похоже на ВТФ. От хосинсуль не останется и следа, техника рук деградирует до пары тычков вдогонку, а защиту вообще не будут изучать.

Продолжение следует.

 

Похожие статьи:

Обзоры боевых искусствКраткая история тэквондо

Обзоры боевых искусствЧто у нас ЕСТЬ?

Семинары КОНТЭНВ конце марта 2014 года в Литве пройдут семинары по КОНТЭН

КОНТЭНКата как сущность каратэ: продолжая "за" и "против"

КОНТЭНО ката, «стилевом движке» и не только

КОНТЭНО семинаре с Джеффом Биноем в 2011 году и о значении ката

Комментарии (1)
cowboy # 19 июня 2013 в 10:42 0
Насчёт карате - Сигеру Эгами (сётокан) и Такатоси Нисидзоно (Вадо-Рю) в годы Второй Мировой войны :
Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям
" target="_blank">http://www.mosbudokan.ru/public/digest18.html[/hide]