При обучении боевым искусствам практика является одним из важнейших условий.
Однако те, кто считает практикой только спарринг – и непременно свободный – ошибаются
Если вы вступите в бой, не отработав технику, вы будете биты – и не раз. И никакой боевой дух вам в этом не поможет.
Нужна наработка.
Прежде чем вы начнете применять их в бою, необходимо как следует изучить их и наработать настолько, чтобы в бою вам не приходилось думать о том, как именно делается каждый удар. Точно так же у вас не должно быть сомнений в результативности ваших действий.
Вы должны бить сильно, резко и точно и движение должно заканчиваться раньше, чем мысль о нем. И даже раньше, чем эта мысль вообще возникнет.
Потому в методике любого стиля боевых искусств, включая бокс, техника до спарринга обязательно прорабатывается на снарядах. Это основа любой практики.
Возможность выставить навык прежде чем вступать в бой – что может быть разумнее? Прежде чем рубить мечом, необходимо выковать его.
Ведь постановка техники до боя как раз и является целью правильного обучения.
Тренажер должен помочь вам выставить вам технику, вынуждая нас раз за разом повторять движение под одним и тем же углом.Он должен указывать ошибки – но при этом не повреждать вас и не разрушать вашу мотивацию.
Он должен создать у вас правильный образ противника – и при этом не создать у вас вредных привычек и навыков.
Он должен приучить вас действовать с максимальной силой и скоростью, вовремя изменяя технику при необходимости.
Стилей применяющих их в качестве тренажеров, достаточно много. подобный тренинг имеется и в кунг-фу, и в каратэ, и в тэквондо.
Однако ствол толстого дерева – слишком жесткая штука. И даже несмотря на то что в некоторых стиля существуют целые комплексы работы на нем, возможности их достаточно ограничены.
Ну что ты можешь сделать с деревом?
Ты можешь толкать его. Ты можешь ходить вокруг него, как в багуа. Ты можешь об него набиваться, как в бацзи. Прыгать и отталкиваться, как в тэквондо.
Ставить кое-какие удары ногами – но вовсе не любые. Да и те, которые можешь, скорее будут похожи на толчки, чем на удары.
Работа на толстом, неподдающемся дереве ради постановки резкого и мощного удара нежелательна.
При долгой практике, да еще с учетом неизбежных ошибок – это верный путь к тому, чтобы угробить не только свои суставы, но и позвоночник.
Конечно, за все нужно платить, в том числе и за мастерство – но цену эту необходимо снижать всеми возможными способами.
Потому в большинстве боевых искусств работу на деревьях сохраняют лишь как дань традиции – и для пущего колорита.
То есть, для постоянной наработки нужен снаряд более щадящий, и при этом – с более широким диапазоном возможностей.
Японские каратисты решили “усовершенствовать” дерево – и придумали макивару. Этот нехитрый снаряд представляет собой упругую доску, вкопанную в землю, с подушкой из рисовой соломы на конце.
Благодаря популярности каратэ макивара стала известна на весь мир, и стала символом традиционного каратэ. Упругий импульс отдачи, порождаемый такой доской, давал важные навыки “дожимания” удара и фиксации ударной структуры, которые увеличивали его разрушительную мощь.
Да, удар она вам поставить поможет – но… Я полагаю, что ожидания людей по отношению к ней сильно завышены – при этом ее недостатки не всем известны. Каноническое положение спины при нанесении удара таково, что большая часть отдачи во время удара возвращается назад и гасится в поясничном отделе позвоночника, причиняя многочисленные проблемы в виде разнообразных вариаций остеохондроза и поясничных грыж. Чтобы избежать подобных травм, боец непроизвольно еще больше откидывается назад, бессознательно ослабляя удар.В результате удар становится на 15-30 см короче, чем он мог бы быть, работай тот на мешке.
При этом макивара позволяет наносить удары только в одном направлении, строго перпендикулярно доске. Чуть измени угол – и ты скорее повредишь руку, чем получишь нужный эффект.
И прессующем ваши позвонки… Вот и попробуй выбери, что лучше…
Современные производители придумали множество вариантов макивары, но все они сводятся только к наработке удара из статического положения.
То есть, нарабатывать по макиваре удары в движении, опять же, можно лишь ограниченно, что очень сужает диапазон возможностей при обучении.
Зачастую доска современных макивар при этом не имеет даже положенной по канону упругости, что вообще сводит ее смысл к нулю.
Стоит ли развиваемый ею навык того, чтобы ради этого обзаводиться отдельным снарядом? Ведь макивара далеко не единственный снаряд, который позволит развить этот навык. И по статистике, и по возможностям применения обычный боксерский мешок уверенно превосходит ее.
И действительно – во многих секциях каратэ мешки есть, а макивар нет, – и это не мешает бойцам, занимающимся в них, выставлять удар.
Поэтому я считаю ,что макивара приносит гораздо больше пользы ее производителям и продавцам, чем тем, кто на ней тренируется. Никаких особенных качеств, которые не могли бы дать другие снаряды, она в вас не разовьёт.
В мире сегодня набирает популярность стиль Винчун, прославленный благодаря Брюсу Ли. Его визитной карточкой и фирменным снарядом является деревянный манекен.
Тренируясь на нем боец может нарабатывать технику в одиночку, не нуждаясь в партнере – благодать да и только. Однако те, кто приступает к занятиям с этим снарядом, сталкиваются с побочными эффектами, о которых мало кто знает.
Побочные вредные навыки классического манекена винчун заключаются в том что:
1) он вырабатывает и закрепляет привычку отклоняться назад.
Вольно или невольно, бойцы привыкают огибать их. На этом в бою существенно теряется время и уступается инициатива. кроме того при этих движениях рука бойца то и дело оказывается в слабом положении, – в результате чего мощный удар того же боксера зачастую проходит сквозь его защиту, как лом сквозь газету.
3) классический крепеж манекена приучает бойца все время находиться перед противником, ввиду невозможности обойти его сбоку или же сзади. Тот сектор, который он вам оставляет, явно недостаточен для обучения обходам.
В итоге получается, что на деревянном манекене заниматься могут только те, кто фактически уже является опытным бойцом. И то – при интенсивной работе на манекене все указанные мною факторы проявляются в полной мере даже у опытных бойцов. Эти привычки были отчетливо заметны даже у патриарха Ип Мана.
Ни один мастер винчун в течение последних 50 лет не предоставил никаких вразумительных технических обоснований подобному положению тела.
Если и можно найти наименее выгодное положение для удара – то вот оно. Спина в этом положении превращается в одну большую рессору, которая поглощает около 60% силы удара, превращая его скорее в отталкивание от противника.
Ни на одном видео, где показывают бойцов винчун – работающих именно по технике винчун, – вы не увидите реально сильного удара. И сколько бы вы ни молотили кулаками по цели, надеясь компенсировать недостаток силы скоростью и количеством – это мало поможет.
Какой смысл гордиться “самым быстрым ударом в мире”, если он недостаточно силен?
При этом ваш пах подставлен под возможные пинки на нижнем уровне…
Да, инструктора говорят что все предусмотрено, но…
Времена меняются – кроме пинков в пах существуют другие атаки на нижнем уровне, не менее, – а порой даже более опасные.
Проход в ноги и лоу кик настолько популярны, что их можно ожидать прежде всего.
Я конечно, допускаю, что мастер винчун сумеет найти противоядие от таких атак – но зачем создавать себе проблемы, которые потом придется героически преодолевать? Кому нужны привычки, от которых потом придется избавляться годами?
В качестве примера эффективности стиля адепты винчун любят приводить Брюса Ли.
Однако даже не искушенный в винчун человек, сразу же заметит, что Брюс, работая на манекене, стоит на другой дистанции и держит спину совершенно иначе.
Брюс ведь действительно был практиком, – и потому не принимал заведомо рискованных, невыгодных положений. И как вы думаете, что он имел в виду, когда говорил о “заученных догматах и ненужных формах”?
Ну так что же получается? Все сводится к старому доброму боксерскому мешку?
Он всем знаком. Он везде есть.
Мешок МЯГКИЙ, в конце концов. Покалечить об него руки гораздо сложнее
Невозможно представить себе тренировку бойца без этого нехитрого снаряда, аналоги которого существуют во всех видах боевого искусства чуть ли ни с античных времен.
Мешок, будучи правильно подвешен, позволяет нарабатывать удары в движении.
Мешок отклоняется во время удара, более-менее имитируя движения противника после попадания
Но мешок всего лишь позволяет научиться сильно бить – а этого для полноценной тренировки бойца еще недостаточно.
Минусом мешка является то, что для правильной наработки подвешивать его необходимо на очень длинном тросе – метров 5-6. Только в этом случае наработка комбинаций в движении становится более менее реалистичной.
Если же мешок подвешен коротко, как в большинстве современных залов, то при ударе он отклоняется не так, как человек.
Особенно это касается наработки техники ног в прыжке. Неестественный отклон мешка приводит к тому, что при правильном ударе вы проваливаетесь. То есть,, при коротком подвесе и отсутствии опыта мешок может очень сильно испортить вам навык.
Так что же – получается что, именно мешок остается королем среди тренировочных снарядов?
Ну, за неимением чего-то лучшего?
Не совсем.
Тренажер, подобный манекену, несомненно необходим.
Но, чтобы развивать навыки правильно, необходим тренажер, более точно имитирующий реакции человеческого тела.
Заметьте – не ФОРМУ, а именно ту реакцию, которую мы ощущаем, при взаимодействии с ним.
Возможен ли подобный тренажер? – Конечно.
Более того он вполне доступен.
(продолжение следует)