Хэйан Йондан: “Полёт ласточки” – и реальность боя

Эта комбинация называется “полет ласточки”.
По задумке ее создателей, она должна пролетать легко и быстро, как ласточка между молниями звенящих друг о друга клинков..
И тот, кто проводит ее глазами, тут же будет убит внезапным ударом, которого не заметил…

Если несколько поколений каратистов практикуют ката без расшифровок, они неизбежно вносят в форму движений небольшие искажения.
“Ради красоты”, – как они ее понимают.
А понимают они ее исключительно через кихон. И легкость полета ласточки сменяется угловатым “брейк дансом” .

Комбинация даже в этом виде остается вполне применимой, если вы ее нарабатывали достаточно долго. Но “правильная классика” сплошь и рядом разбивается о реальность уличного боя.  В реальном движении боевые приемы выглядят… не совсем так, как в “каноне”.  И применяются тоже – не совсем так, как в “каноне”.
Более того: тот кто умеет применять одни и те же движения наиболее разнообразно – тот и чувствует себя в бою свободнее – и, как правило, побеждает.

Три основы каратэ – КИХОН, КАТА, КУМИТЭ –  говорит каратист с черным поясом, значительно поднимая палец вверх.
Эта истина непреложна и незыблема! Зарубите ее себе на носу!
На этом обучено уже несколько поколений каратистов – и каждый год в залы приходят новые тысячи учеников.
И все они начинают изучение каратэ – с Кихон.

Между тем кихон вовсе не является неотъемлемой частью каратэ. Он был придуман лишь в конце 20-х годов прошлого века, когда возникла нужда в быстром обучении больших групп новобранцев для имперской армии Японии. Для этой цели каратэ было значительно упрощено – причем варварскими методами. Сложные для понимания связки действий, имеющиеся в ката, были принудительно “выпрямлены”, и переложены на прямолинейные движения.  Все действия были подчинены четкому ритму, – чтобы офицеру, проводившему занятия было легче отдавать команды и контролировать их исполнение.

Единообразное исполнение приемов в статичных стойках, с обязательным “хики-тэ”, облегчало их усвоение, а обязательное гашение инерций после каждого движения облегчало соединение элементов в комбинации – по принципу “конструктора”.
Вот так и возник тот образ каратэ, который мы знаем сегодня.
Глядя на кихон с позиций современного спорта, остается только удивляться – как же люди этим дрались?
Ответ – а никак.

Не надо смотреть на меня с недоумением: лучше возьмите видеозапись показательных выступлений традиционных японских лучников или традиционных техник кэндзюцу – посмотрите и подумайте.
Те же самые угловатые движения, те же самые замирания в неестественных позах, с тщательным гашением инерций. Те же самые неестественные дистанции и громкие крики – предупреждения. Здесь боевое искусство давно превратилось в ритуал – и в этом виде сохраняется на века.
Это часть культуры Японии, характерный японский способ восприятия и осознания.
Именно такое “упорядочивание” движений японцы привнесли в кихон – который по сути своей также больше ритуал, чем методика.
И также – характерный способ передачи и демонстрации.

Ритуальное отведение рук назад, в положениях открывающих лицо.  Ритуальное хики-тэ после каждого удара. Ритуальные показы приемов с нереально большой дистанции, со статическим замиранием в конечных положениях.
Это то понимание «красоты», которую прививает кихон.
Он подчинён канонам ритуала, а не реального боя.
Он делает движения заметными и ярко выраженными.
Это очень удобно инструктору, поскольку позволяет, не сходя с места, контролировать «семнадцатого справа в тридцатом ряду». Это очень удобно для судьи на соревнованиях по ката – ему четко видно каждое движение.
Но это – не бой.

Взгляните на схватку двух мастеров кендзюцу.
Вы не увидите там ни картинных поз, ни остановок. Вы вряд ли опознаете хоть один прием из тех, что вы видели на показе – но спецы посмотрят на вас с недоумением и скажут: да, это именно они.
Удары и шаги выполняются быстро и слитно. Все элементы малозаметны и “смазаны”. Реальные дистанции ударов и защит гораздо меньше.
Сами приемы зачастую проводятся из “нестандартных” положений, – и именно поэтому оказываются успешными.

От картинной статичности не остается и следа. В реальном бою она оборачивается против бойца.
Ведь противник тоже очень хорошо видит все открытости, которые в этом случае неизбежны. Он непременно будет использовать их.
Благодаря “однозначности” канонических элементов он понимает, что вы делаете. Благодаря гашению инерций он получает возможность перехватить инициативу – и конечно, воспользуется этим.
И конечно же, так в бою действовать нельзя. А как тогда?
А так, как в ката.
Только не в японском их понимании – а в изначальном.
В таком, в каком они были задуманы, – однажды, в Китае.

Ката каратэ – наследие китайской культуры, а не японской.
И потому, как ни странно, в своей основе они полная противоположность кихон.  Чем выше вы будете подниматься по лестнице ката, тем сильнее будет заметно это различие. Все больше будет попадаться элементов, которых в кихоне нет. Которые в кихон не вписываются никак.  Всё больше будет связок, которые невозможно превратить в последовательность статичных поз.

Кихон убивает самое главное, что есть в ката – это инерции, которые возникают при переходе от одного элемента к другому. Не поняв и не прочувствовав их, вы не сможете научиться ощущать, что в данный момент вам удобно сделать, а что нет. Куда вы двигаться сможете, – а куда нет.
Гашение инерций, принятое в кихон, полностью убивает возможность такого понимания.

Но именно это чувство важно для перехода на следующий этап – этап понимания, что противник может, а что нет.
Где в бою лучше расположить руки; как держать голову, чтобы в нее не попали; как стоять относительно противника – всего этого кихон дать не может, потому что  изначально был придуман для других целей.
И самое главное – кихон убивает множество вспомогательных движений, маленьких нюансов взаимодействия, которые возникают только в плотном контакте с противником, во время проработки бункай.
Таким образом был уничтожен важный переходный этап между ката и реальным боем, благодаря которому человек учился драться именно стилевой техникой.

Этот навык могут дать только ката – и постоянная практика их понимания через бункай – то есть, расшифровок с партнером тех боевых связок, из которых эта ката состоит.
Практикуя бункай, ты снова и снова прорабатываешь одни и те же движения, используя их в самых разных боевых ситуациях: от разных ударов, от разных видов атак. Изменение боевых ситуаций порождает самые разные варианты применений одних и тех же движений. Именно это имелось в виду, когда какой-либо мастер упоминал, что изучал ката в течение двух-трех лет.

В данном видео мы показываем изменчивость элементов ката и вариации их применения на примере одной из самых красивых и эффективных связок Хэйан Йондан -“полет ласточки”

Что же предлагало старое каратэ?
Вместо троицы Кихон Ката Кумитэ оно предлагало троицу Ката – Бункай – Кумитэ.
Ведь если ката является основой системы – значит, обучение должно начинаться именно с них?
Оно с них и начинается – и продолжается.
Так было на Окинаве – так было и в стилях предках, от которых произошло каратэ

Ката в этом случае выступает как универсальный справочник, в котором плотно упакованы не только приемы, но и упражнения для развития тела.
Причем все приемы даны не по отдельности, а в естественных слитных связках.
Не случайно в старых китайских формах зачастую нет названий для отдельных элементов – названия имеют только связки.
Бункай при этом выступает как способ чтения и понимания ката.
Как способ изучения не только техники, но и тактики. Как способ применения одних и тех же движений для исполнения совершенно разных приемов -по ситуации.
В этом и состоит мастерство.

 

Leave a Reply