Мы продолжаем разбор темы двойного блока в Хэйан Нидан и его возможностей.
Боевое искусство как образ жизни означает применение техник не только в бою но и в других делах, от боя далеких. Комические ситуации из фильмов про фанатов боевых искусств, включающих свет ногой или же выжимающих белье с помощью боевых заломов в этом случае нисколько не преувеличение. Однако точно так же и многие движения из повседневного быта, из спортивных игр, могут быть применены в бою.
Движение из волейбола может стать боевым приемом – как защитой, так и атакой –
для этого лишь нужно повторить его много много раз. Сочетание нескольких таких движений превращается в универсальную ловушку, попав в которую, противник не сможет защититься.
И грозное название “солнцепек” этой комбинации вполне подходит.
Да в ката можно найти движения из волейбола – или с помощью движений ката играть в волейбол – не в этом главное. Главное в том, чтобы сделать движение универсальным, наполнить его, внешне одно и то же, как можно большим количеством разнообразных смыслов. В бою это дает бойцу большую свободу применения этого движения – и создает трудности для противника, которому очень трудно “прочитать”, что же именно означает такое положение тела, рук и ног на этот раз.
Для этого и были некогда созданы ката – как упражнения, позволяющие в сжатые сроки заучить множество приемов, сделать их движения привычными для себя. При этом возникает уникальный “бонусный” эффект – если вы прорабатываете ключевое движение достаточно долго, – то все вариации его применения вам тоже будет легко применить, даже если вы их увидели вот только сейчас. То есть, тренируя одно применение, вы одновременно нарабатываете и все другие, основанные на том же движении – что очень важно для бойца.
При очень долгой проработке ката возникает вообще чудесный эффект: ката “начинает говорить” с вами сама. Новые применения привычных движений начинают появляться сами спонтанно – и эти приемы сразу ощущаются как привычные, наработанные.
Однако как и везде, здесь есть своё маленькое “но”.
Все эти чудеса вам удастся развернуть лишь в том случае, если базовый вариант применения – и соответственно, тех усилий, которые в нем будут задействованы – был выбран правильно.
Сделав “канонической” неверную трактовку приема, мы “отключаем” огромное множество техник, которые при таких усилиях, на таких дистанциях, на такой скорости – попросту не смогут сработать.
Еще хуже будет, если эффективность этого первоначального варианта и сама по себе невысока.
Поэтому так важно понять, каким же было изначальное толкование каждого движения, какие его формы являются наиболее универсальными. Изучение “изначального стиля” – стиля Кличущего журавля Минхэ-цюань, дает нам возможность для этого.
Ката работают лишь в том случае, если имеют постоянную “живую” связь с боем. Если они исполняются теми же движениями, на тех же дистанциях, которые будут необходимы в бою. Если обучающий вас инструктор сам умеет драться этими движениями.
Именно так и обстояло дело в традиционной системе обучения Минхэ цюань.
Именно этот подход, сегодня зачастую встречаемый в штыки, мы и хотим возродить сейчас.
Изучая таолу стиля Кричащего журавля, я увидел изначальное значение многих элементов, которые прежде никак не мог объяснить, в течение тридцати с лишним лет практики.
Это был настоящий переворот в сознании.
Это был совершенно другой подход – и к обучению, и к бою…