Тактический разбор Хэйан Нидан: Шуто-уке – больше, чем блок

Нанести удар ногой и поворачиваться к другому противнику, в полной уверенности что первый умер на месте?
Э нет, что-то здесь не так.

Действительно: как можно рассчитывать на долгую заученную последовательность довольно сложных действий, если в бою все может пойти не так – и скорее всего, именно пойдет не так?
Ведь одна из основных задач противника – всеми силами мешать бойцу проводить любой прием?

Выполняя ката ,каратист четко переходит от приема к приему. Помешать ему не может никто. Однако в реальном бою такое невозможно, – и это является одной из основных претензий к обучению бою через ката.

Однако, ката далеко не так просты, как кажутся на первый взгляд.  Мастера, создававшие их, сами учились по подобным формальным комплексам – и потому вполне знали, что и где следует учесть.
Они, конечно же, не были монстрами, убивающими человека с одного удара.  но при этом они также не были и самоуверенными идиотами, оставляющими за спиной недобитого противника.

Движения ката – вовсе не заданные раз и навсегда одни и те же блоки или удары. В зависимости от изменяющейся ситуации боя каждое из них может изменять свою функцию, сохраняя при этом внешнюю форму.  Их задача – вывести руки бойца в определенную, заранее наработанную позицию, при этом создав необходимый запас инерции и  кинетическую энергию, необходимую для результативного удара, парирования или броска. Любое движение ката – лишь заготовка того, что на самом деле получится у вас в бою, – ну а насколько оно будет результативно, зависит от уровня вашей наработки.

Собственно, уровень этой наработки  – и есть мастерство.

При необходимости блок становится ударом, броском, переводом руки – чем угодно, причем возникает тот самый эффект, о котором мечтают многие: “Я и подумать не успел, а руки уже сами все сделали”.  При правильном подходе к обучению боец изначально готовится именно к таким ситуациям, и учится менять не форму, но предназначение движения “на ходу”.

Такие изменения не нарушают основной рисунок движения – и потому рефлексы действительно срабатывают быстрее, чем мозг успевает проанализировать ситуацию. Потери силы при этом происходить не должно – фактически, именно этому и учится человек, работая с ката.

Таким образом, каждая ката гораздо глубже ,чем она кажется на первый взгляд – и чем дольше вы ее практикуете, тем больше подобных нюансов она может открыть для вас.
Важно лишь практиковать ее традиционным способом, а не механически, как раз и навсегда заученный танец.

Следуя этому подходу, мы не только учимся драться – мы еще и сохраняем наше искусство живым.

С уважением.
Ю.Ю. Сенчуков

 

Leave a Reply