Обучение бою через ката и таолу – это не просто формальное “наколачивание” одного и того же набора раз и навсегда определенных ударов и блоков.
Действительно -“как вы яхту назовете, так она и поплывёт”.
Назвали таолу “формальным комплексом” – и стали они для тысяч людей не более чем формальностью…
На самом деле, подобные установки возникли только в Японии 30-х годов, когда для армии микадо потребовались сотни тысяч нерассуждающих солдат – и каратэ стало одним из столпов их подготовки.
Эта муштра оставила неизгладимый след в методиках всех школ каратэ.
В традиционном кунг-фу и достилевом каратэ все было совершенно иначе.
Каждый боец был “штучным изделием”. “Один и тот же” стиль даже в исполнении учеников одного и того же мастера мог принимать самые разные формы, в зависимости от способностей и особенностей каждого ученика.
И как раз на это и делался расчет.
Боец должен был стать не тупым роботом, механически повторяющим одни и те же движения – он должен был научиться тактическому мышлению.
Да, движение вроде бы одно – но использовать его в бою мы можем совершенно по разному.
Все зависит от ситуации, – от положения противника, от того, что он делает.
Казалось бы, это требует тоже изменять движения вместе с ним – однако при долгой наработке все оказывается совершенно не так. Незачем менять движение, которое уже имеет скорость и силу – вы лишь потеряете инициативу и собьете себе темп.
Гораздо проще наполнить движение другим смыслом, незначительно его изменив.
Внезапно оказывается, что много раз повторенное движение годится не только для того, чтобы просто отмахнуться от руки противника, но и для того, чтобы нанести контрудар, сделать захват – или вообще лишить его возможности наносить удары.
И при этом форма движения остается той же самой!
Поэтому расшифровка движений, постоянный поиск все новых и новых значений для каждого из них – это постоянный процесс, который не прерывается на протяжении всей жизни бойца. И так живет не только боец – только так остается живым и само кунг-фу.
Перестав быть тупой формальностью, ката становится неисчерпаемым источником все новых и новых идей и возможностей.
Даже если речь идет всего о двух ее движениях, – в которых, как оказывается, “вообще все есть”.