УРАКЕН: тактика применения

Ну-с, посмотрим что про уракен “умные люди пишут”.
Кто там у нас нынче умный? Боксеры, кикбоксеры, ММАшники?
Итак:
“… Бэкфист – удар пришедший из кикбоксинга, перекочевавший из каратэ. Только упоротые япошки могли придумать такой бесполезный и травмоопасный удар, который в 70% случаев оканчивается переломом лучевой кости. Из-за этого удара [проиграно] более 50% боев все из-за того же перелома, а знаете в чем изначальная суть? Суть в том, что упоротые япошки путем мазахизма (орфография автора) калечат себе руки и ноги называя это ”набивкой”. Всякие прыщавые школьники верят в эту [чушь] и ходят на карате, где сэнсей им поясняет, что вот боксеры бинтуют себе руки т.к слабаки, а вот настоящие воины ломают себе суставы и руки по сотню раз + бьются головой об стену, чтобы укрепить ее . Так вот, если взять сегодняшнюю картину в ММА, где 70% верят в эффективность ударов ног (перекочевавших с того же самого бесполезного карате), то неудивительно, что такой неэффективный удар рукой пользуется спросом.

И далее в том же духе. Причём замечу: человек, писавший сие, вполне опытен в боксе, поскольку далее, по боксу, даёт вполне дельные советы .
Однако вот вам яркий пример того, что опыт в каком-то одном виде единоборств, вовсе не дает возможности уверенно судить об “эффективности” и “неэффективности” того, что ты сам никогда не нарабатывал и попросту не умеешь применять – и при этом даже не знаешь, как нарабатывать.
Рассказывая про переломы, он, конечно, прав – только разве нет переломов  и вывихов запястий у боксеров при классическом боксерском прямом ударе? Есть ведь даже специфическое название “боксерский перелом”
Здесь сразу несколько хороших таких, ядреных – но совершенно неправильных стереотипов, идущих от непонимания сути предмета. Но о “бесполезности” ударов ногами мы поговорим в следующий раз, а сейчас сосредоточимся на уракене.

Что такое уракен?
Уракен– это такое положение руки, перевернутый кулак.
Уракен-учи – это мощный и быстрый щелчок обратной стороной кулака, который наносится простым разгибом руки.
И да – он пользуется спросом, причем широчайшим.
Ведь этот удар – своеобразная “визитная карточка” Брюса Ли :  “Маленький Дракон” наносил его настолько резко и неожиданно, что руки буквально не было видно. Резкий щелчок удара – и противник уже валится, будто застреленный. Заблокировать такой удар было практически невозможно.

С легкой руки Брюса, уракен быстро стал одним из самых популярных ударов. Разгиб локтя – и так самое резкое и быстрое движение, которое мы можем совершить рукой, а Брюс еще и выполнял его из позиции, которая сама по себе обеспечивает хорошую защиту.  Поэтому именно  “Брюсовский” уракен – это для многих новичков первый удар, который они начинают более-менее эффективно применять в спарринге. Однако оборотной стороной такого “ширпотребного” подхода является то, что большинство из них так и останавливается на этом единственном варианте, – и не ищут ничего большего. Ну а зачем тогда искать какие то еще варианты, если Брюс наверняка показал “самый лучший”? .

Однако не все так просто.
Выбор Брюса Ли, конечно не случаен. Имея громадное преимущество в скорости,  но недостаток веса, он применял тактику, близкую к боксерскому “аутфайтингу”- и адаптировал всю технику под нее. Для него, сухого и быстрого, расстрел противника издали одиночными молниеносными ударами действительно был оптимальным решением.
Однако платой за резкость и скорость “брюсовского” уракена является то, что в него, невозможно вложить достаточно большую силу.  Сама траектория движения такая, что ни эффективно упереться, ни создать “распорную” структуру. в нем невозможно. Скорость и внезапность – вот основной бонус, но и ….более ничего. Несмотря на несомненные преимущества по этим параметрам, очень редко кому удается наработать в уракене силу, достаточную для серьезного воздействия на противника.

Между тем, с ростом уровня контакта,  когда речь уже идет не о наборе очков, а о бое “на вынос”, приоритеты существенно меняются.  При таких раскладах – ну что мы имеем? Всего лишь своеобразный аналог джеба, пригодный для “затравки” боя – но не более.
Причем, если работа идет не “по очкам”, то кроме скорости и резкости никаких преимуществ вроде бы и нет. Да, вам удалось щелкнуть противника по лицу, и возможно даже рассечь ему бровь – но закаленному бойцу ,или просто разъяренному человеку это может быть как слону дробинка.
А кому нужны удары, которые не только не могут вырубить противника, но даже не способны его остановить?

Потому с увеличением степени контакта начинается в среде кикбоксеров и каратистов-контактников своеобразный откат: традиционная техника, поначалу вроде бы работавшая безотказно, постепенно уходит на второй план, и в спарринговой и соревновательной практике вытесняется более привычными боксерскими ударами – и все убеждаются, что “бокс рулит”. Но почему? да только потому что рулит то, что вы нарабатываете.  Если вы нарабатываете бокс – будет эффективным бокс. Если вы будете нарабатывать традиционную технику – будет эффективной она…
Будет – если правильной будет наработка.
Проблема не в том сколько часов вы будете стучать по мешку – стучать можно и неправильно. Потом это приходится переделывать.
Основная проблема  – в непонимании роли этого удара, и в несоответствии методов наработки его возможностям. При этом как то не доходит до большинства современных бойцов, что все подобные проблемы возникают из-за недостатка знаний об этом ударе и методах его наработки.

Если человек чего-то не умеет – конечно, оно у него плохо получится. А если он еще и не знает, как именно это должно выглядеть и в какой ситуации должно применяться, то что же он будет нарабатывать? Увеличение скорости и силы в данном случае не даст ничего кроме возросшего риска травм. Оттуда и все эти переломы. Особенно опасны для бьющего такие удары с разворота, без какой либо подготовки.   Действие выполняется с большой силой и скоростью, а рука служит этаким заменителем дубины. Удар получается мощнейший -спору нет. Однако у противника полно времени чтобы подготовиться – да и просто удержание рук в боксерской базовой позиции уже само по себе прекрасно “подставляет” локоть под такой удар.
При такой наработке и таком исполнении не то удивительно, что кости ломаются – удивительно что они не ломаются каждый раз, когда кто нибудь так бьет.

Да, можно в стонадцатый раз повторить: рулит то, что вы нарабатываете.

Но и здесь не все так просто – на самом деле результативная, без травм, наработка получится лишь в том случае, если вы четко разобрались в том,  как именно должна действовать искомая техника, что она может, и чего не может, что”любит” и чего не любит.
Когда вы ухватываете суть движения, его внутренний смысл.
Всякий человек, занимавшийся наработкой каких-либо действий, понимает, о чем я говорю.
Также он понимает еще и то, что перед каждым таким прорывом имеет место некоторый период упадка – долгий или недолгий, у каждого по своему. Период утраты веры в эту злосчастную технику, утраты веры в себя. Именно этот момент для многих становится непреодолимым барьером.
И лучшим подспорьем в преодолении этого барьера является поиск дополнительной информации о технике, выход за рамки своих привычных представлений о ней.

Давайте поступим так и с уракеном. Давайте вернемся к истокам – и рассмотрим тот вариант уракена, который мы чаще всего видим в комплексах  каратэ, и который, уже поэтому можно называть действительно базовым действием в фучжоуском Минхэ и каратэ. Вот как выглядит это действие в типичном учебнике каратэ.

Для боксера смотрится это действительно странно. В спарринге современных бойцов такое удается увидеть очень редко – что неудивительно. Ведь он наносится по прямой нисходящей линии вниз, – и дистанция его нанесения гораздо короче, чем у прямого.  В рисунке современного боксерского поединка места для такого удара попросту нет.
Но тем не менее именно этот вариант уракена встречается в формах всех стилей каратэ наиболее часто.
В чем же причина?
Да в том, что это действительно НЕ БОКСЕРСКИЙ удар. И честно говоря, изначально, по журавлиной базе, ударное его применение было где то на четвертом-пятом месте, по значимости.  Наиболее эффективно это движение используется для давления на противника, подобного тому, ,как легионер давит на врага своим щитом, не давая ему восстановить равновесие – и в момент этой неустойчивости бьет второй рукой.

Этот прием часто попадается в комплексах  каратэ и  ушу, однако далеко не каждый боец умеет им правильно пользоваться. На фото – именно правильное исполнение, редкий кадр.

Но спортивные правила таковы, что толкающие и давящие действия либо запрещены, либо сделаны невозможными самим способом судейства. Если рефери прекращает бой после первого же результативного действия, не давая развить успех  – то продолжение атаки становится ненужным. При такой организации поединка многие важные промежуточные действия, предназначенные для того чтобы контролировать противника,  попросту теряют смысл.
Но значит ли это, что они неэффективны в бою? Как раз наоборот! Более того – можно с уверенностью сказать, что подобные толчки и давление в реальной драке не только очень эффективны, но и являются одним из наиболее важных способов перехвата инициативы.
именно по этой причине их посчитали настолько важными, что включили в число базовых техник большинства стилей кунг-фу и каратэ.
Удар же – только точка в конце предложения, когда все, по сути, уже сказано.

Но как говорится рассказывать можно долго – проще показать.
Поэтому предлагаю вашему вниманию наш  видеокурс на тему уракена, ссылку на который  я здесь оставляю.

В этом видеокурсе присутствуют все основные способы применения “перевернутого кулака” – как ударные, так и нет.
Из него вы узнаете:
– Как и в какой ситуации используется уракен в традиционных “журавлиных” стилях;
– Как увеличить силу удара уракеном и превратить его в действительно мощное оружие;
– как уракен увеличивает “плотность” технических действий в условиях схватки
И многое-многое другое.

Leave a Reply