Искусство именно потому и искусство, что каждый, кто его изучил, потом понимает и применяет одни и те же элементы так, как хочет.
Именно так развивается любое искусство – зачастую довольно далеко уходя от первоосновы.
В первой части мы разбирали, как “декоративный удар” йоко гери кеагэ может стать серьезным оружием для боя на дальней дистанции. Техника перестает быть бесполезной, приобретает новый смысл и возможности.
Однако, как известно, в старинном каратэ высоких ударов ногами не было. Это и немудрено, если уж речь идет о стиле ближнего боя. Высоким ударам там не было места – ни в буквальном, ни в переносном смысле
Чаще всего эти удары применялись в сочетании с техниками рук. – что, кстати, мы вполне видим и в этой изучаемой нами ката.
Как же тогда выглядел йоко гери кеагэ в этом случае – и как применялся?
Я уже писал однажды ,что блокирующей работе рук наверху всегда должна соответствовать работа ног по блокировке и вытеснению ног противника – столь же активная, столь же агрессивная, как и работа рук.
Иначе и быть не должно, потому что иначе иначе ничего не получится. Использование ног исключительно для перемещения – несомненно, очень важный этап, но после его освоения боец видит новые возможности – и может развиваться дальше.
Ката Хэйан Нидан, вторая по счету, предназначена для учеников начального уровня. В ней нет никаких сверхсложных секретов.
Однако следует помнить что в боевом искусстве значение имеют не только отдельные элементы, но и промежутки между ними.
При внимательном рассмотрении, “декоративный удар, который нигде не используется” и никем не объясняется, неожиданно может превратиться в весьма эффективный бросок.
Этому и посвящено наше следующее видео.
Мы сильно привыкли к тому что все методички составляются главами спортивных федераций, спускаются нам “сверху”, – и потому вся их техника единообразна.
Однако изначально в каратэ и кунг-фу единообразия не было.
Ведь тогда не было ни Ютуба, ни обучающих видео – и даже четко написанных методичек еще не было! А значит, изучив технику даже у одного и того же учителя, каждый возвращался в свою деревню – и практиковал сам, ориентируясь исключительно на свою память и свой опыт, получаемый им в спаррингах и в боях.
При этом варианты применений одних и тех же элементов постепенно изменялись и различались от мастера к мастеру – хотя бы потому, что без этого любой противник изучивший базу школы, мог заранее предугадать все “ходы” бойца.
И при этом один и тот же прием мог стать для одного мастера – мощным оружием боя на дальней дистанции для другого – частью коварного броска, ну а для третьего так и оставался “декоративным элементом” смысла которого он не понимал.
Однако благодаря тому что этот элемент есть в ката, даже этот мастер все таки передавал этот элемент своим ученикам – и потому у каждого из них сохранялась возможность заново открыть забытый секрет, и сделать из бесполезного украшения неотразимую коронку.
С уважением
Ю.Ю Сенчуков