Хэйан Йондан. Двойной блок и “Правильный бункай”

Наши разборы не случайно называются тактическими –  ведь я в них рассматриваю ката с несколько непривычной для большинства таких разборов точки зрения.
Я не претендую на то, что “у меня самая лучшая техника” – скорее наоборот, я показываю, что техника – не главное и не единственное, что составляет боевое искусство.

Вот уже более 30 лет каратисты спорят о тонкостях нанесения того или иного удара, выполнения того или иного приема.
Они постоянно обсуждают технику, технику, технику – как будто кроме техники ничего в боевых искусствах нет.  Причиной такого странного убеждения является то, что спортивные поединки проводятся в максимально “стерильных ” условиях: на одинаковой ровной площадке одинакового размера, между людьми одинакового веса и одинакового уровня подготовки, начинаются из одной и той же позиции, с одного и того же расстояния – причем строго регламентируются правилами.

В таких условиях вполне можно развивать и применять технику – однако тактические возможности бойца всегда будут сведены к минимуму. И потому, само собой, многие из тактических схем, заложенных в традиционные ката, для спортсменов будут выглядеть странными и нерабочими – особенно для людей привыкших к современной “полубоксерской” технике.  Ведь такая техника развивалась в совершенно других условиях, предназначалась для “зрелищных” боев, – и потому не имеет связи с теми тактическими схемами, которые закладывали в ката создатели системы каратэ.
Понятное дело,что такие “каратисты” не смогут читать ката – и большинство элементов ката будут казаться им “ненужными”.

Почему? – да потому что “устарели”!)))

И возразить этим людям очень трудно, – ведь и те, кто всё-таки пытается изучать каратэ или кунг-фу в их традиционном виде,  как правило, начинали свою карьеру в боевых искусствах также со спорта.  А значит, их тоже никто не учил читать ката, и они тоже имеют самые странные представления о том, как и зачем эти ката должны использоваться в методике обучения. Из за этого возникает множество ненужных споров, которые разъединяют сторонников традиционного подхода – в то время как техника и методики спортивных единоборств унифицированы и более менее понятны каждому спортсмену.

Если мы говорим о методике и хотим превратить ее в отлаженную технологию,  которая  каждому занимающемуся дает четкий и понятный образ того, чему он учится, и на что будет способен, пройдя путь обучения, то в этой методике не должно быть места двусмысленностям, неясностям или красивым псевдофилософским “разговорам ни о чем”.
Каждый элемент, каждое упражнение должны иметь смысл. Наполнить то, что ты делаешь,. реальным смыслом – в этом и состоит искусство.

Проблема большинства каратистов в том, что они считают, что “бункай должен быть один” – и потому вечно спорят о том, какой из них “истинный”, а какой нет. На самом деле мы зачастую имеем дело не с отдельным приемом, а с тактической схемой, которая может быть развернута из той или иной позиции. Эта схема может включать в себя множество приемов ,что позволяет адаптировать ее к самым разным ситуациям.
Да, КПД у приемов будет разный,  – но чем больше различных вариантов бункай вы знаете и умеете применять,  тем выше ваше мастерство.
Тем свободнее, точнее и быстрее вы действуете в бою – и противник уверен, что вы предвидите каждый его шаг.

Поэтому важнейшей стороной работы с ката является самостоятельное придумывание для элементов ката самых разных бункай, – под самые разные ситуации, – расшифровка их не только как ударов, но и как бросков, болевых заломов, а также контрприемов от самых разных воздействий. 

Для того чтобы ката не казались вам бессмысленными, вы должны сами постоянно наполнять их новым и новым смыслом. Наличие множества вариантов применения одних и тех же положений и движений дает бойцу огромное преимущество. Ведь обычный человек сначала придумывает что он будет делать, а потом пытается реализовать свой план. Боец же, обученный через ката, может начать движение, еще не имея четкого плана – и уже за счет этого получить преимущество по инициативе.

Противник не может не отреагировать на его движение – иначе он пропустит простейшую атаку.
Однако, начиная реагировать на это движение, он запускает тот или иной сценарий, заранее наработанный через бункай – а как известно из практики, любое заранее наработанное движение сильнее и быстрее, чем ненаработанное.
Именно поэтому шахматный гроссмейстер знает все эти “сицилианские защиты” – которые есть ничто иное, как ката. И знание вот этих , заранее проработанных последовательностей, даёт ему неоспоримое преимущество перед самоучкой, насколько бы тот ни был талантлив.

И именно поэтому, развиваясь в течение нескольких сотен лет, китайское кунг-фу пришло к такому методу обучения, как ката.

Если вам интересно “драться, как в ката”, – так, чтобы это работало.
Если вам интересно получать реально полезную информацию о самых эффективных приемах, которые при этом до сих пор практически неизвестны.

Поддержите проект FIGHTING CRANE

Звоните по телефону +7 985 786 4446
Пишите на Email
senchukov-conten@yandex.ru
contendao@gmail.com

С уважением 
Юрий Сенчуков

 

 

Leave a Reply