Эршибасу: обучение бою

Очень трудно научиться чему-то, не зная, как это выглядит. И это, пожалуй, самая большая проблема в современном обучении кунг-фу.
Но, к счастью, мастера все еще с нами – а значит, искусство еще живо!

Журавль из Фучжоу внешне прост. В Минхэ-цюань нет погони за вычурными техниками. Всё предельно практично. Стиль, считающийся покровителем долголетия, создавался с таким расчетом, чтобы его техники были эффективными и в исполнении человека преклонных лет. Глядя на мастера Ю Даньцю, в это вполне верится.

Ни грамма лишнего веса, развитые, рельефные мышцы, твердые, как стальные прутья, пальцы… И это в семьдесят пять….

А ведь некоторые в том же возрасте в том же возрасте еле передвигаются по стеночке….
Но это явно не про него. Ежедневная практика позволяет ему сохранять прекрасную форму.

Многие считают что в обучении рукопашному бою главным является спарринг – однако в результате многовекового отбора в Китае пришли к выводу, что учиться выгоднее через таолу. Это позволяет избежать множества ненужных травм и “вредных привычек”, от которых очень трудно избавиться.
Изучая таолу, вы в короткое время, единым пакетом получаете огромное количество информации, которая потом. в процессе его практики постепенно “разархивируется”, благодаря вспомогательным практикам, одной из которых и является спарринг.

Причем то, что у нас называют спаррингом, китайцы однозначно считают обычной дракой.
Какой может быть спарринг, если человек еще ничего не знает? ” – удивленно спрашивали у меня что в Китае, что в Индонезии, что в Малайзии. “Если он не владеет техникой стиля, – то что он будет использовать в этом спарринге? Что он там поймет? И когда?”
Это удивление становится еще более понятным, когда углубляешься в технику Минхэ, в которой обманкам и прикрытию основных направлений атаки уделяется очень большое значение. В идеале противник вообще не должен понять, что за удар он получил, и откуда.

Услышав о том, какой способ обучения считается нормальным в России, шифу усмехается и крутит головой: “Если человек дерется, как привык до обучения, то чему новому он научится? Странно что люди при таком подходе не получают повреждений… Что? Получают? И продолжают так тренироваться?”
Шифу еще раз крутит головой, глядя чуть в сторону, думая о чем то своем – и через некоторое время произносит:

– “Главная цель кунгфу – укреплять здоровье и защищать его.
Если так тренироваться, то до мастерства не доживешь…
Либо покалечишься или погибнешь в расцвете сил, либо так и будешь ходить самоуверенным болваном, считая что о кунфу знаешь все. Но разочарование окажется очень горьким.
Ты думаешь, в Китае мало таких? Их и сегодня много. Но они долго не живут…”

Для того чтобы техника работала, ее надо сначала как следует наработать. Банально, выучить.

Это и делается через таолу. Заучивание довольно однообразно, и само по себе вас мастером не сделает. Приемы – это только необходимое условие для дальнейшей работы. Однако, после многократного повторения, даже самые базовые формы уже дадут вам возможность молниеносно реагировать на большинство известных атак.

Несколько боевых комбинаций соединяют разнообразные способы атаки и защиты. Соединение приемов – это на самом деле очень непростая вещь, отдельная наука: комбинаторика. Согласно ее законам,  мы соединяем движения так, чтобы учесть наиболее вероятные ответные реакции противника. Базовые комбинации при этом универсальны – и напоминают всем известные “три аккорда” игры на гитаре, под которые можно спеть практически любую песню.
И так же, как с помощью трех аккордов можно сыграть любую песню, с помощью комбинаций таолу можно “обыграть” любую боевую ситуацию.
Главное при этом – уверенная техника исполнения движений и понимание как можно большего количества вариантов ее применения. Одно тесно связано с другим: чем больше вариантов ты знаешь, тем лучше понимаешь и движение – и наоборот.
Движение повторяется снова и снова,  – причем ты стараешься придерживаться формы, заданной в таолу, – но противник придумывает все новые и новые способы  отражения твоих атак. Ты же, в свою очередь, учишься их опознавать и противостоять им.
Конечно, не всегда всё выходит, как в кино – но варианты порой возникают самые причудливые).


В итоге, конечно большинство вариантов оказывается временными, ситуационными,  однако так или иначе выделяются наиболее выгодные для тебя последовательности, позволяющие густо “расставить рояли” по всем возможным “кустам” и формирующие твою личную манеру боя.
Потому и не сыщешь в Фучжоу двух мастеров, преподающих совершенно одинаково.

При этом таолу, как способ записи информации в собственном теле, является не только центральным элементом методики, “точкой сборки”для вашего тела и техники – но и точкой сборки всего стиля в целом, возможностью определить, является ли вот это еще Минхэ, или уже не является.
Критерий отделения “мух от котлет” заключается в соблюдении базовых принципов стиля, глубине их понимания и эффективности применения.

Я уже писал много раз, что элементы  Минхэ универсальны. Одни и те же движения в зависимости от ситуации и дистанции, на которой находится противник могут превращаться как в броски, так и в удары, защиты, переводы – словом во все те действия, которых требует ситуация. и чем большее количество эффективных вариантов решения вы знаете, тем лучше вы обучены.  Мастерством же считается умение выдавать такие варианты сходу, экспромтом, – с такой же легкостью и скоростью, как черные рэперы  читают свои скороговорки.

При этом спарринги в системе присутствуют буквально с самых первых дней обучения – но поначалу свобода действий в них предельно сужена, для того, чтобы добиться проработки конкретной техники. Лишь после тго как техника уже освоена, вы получите определенную свободу, необходимую для того чтобы наработать ее взаимосвязи с другими элементами системы.
Так или иначе, такая многоуровневая система позволяет обучаться достаточно быстро и получать навыки без травм – что немаловажно.

.Применима ли традиционная техника в бою? Несомненно.
Ну а в спорте? И вс спорте. Ведь в подготовке бойцов очень важным моментом является умение  соединить броски и удары.  И вот в этой области Минхэ чувствует себя, так же свободно,  как журавль в своем болоте.

Любимой стихией, в которой живет Журавль-Минхэ, является “вязкий” клинч. Боец Мингхэ подобен канатоходцу, балансирующему между боксом и борьбой, как между Сциллой и Харибдой. Нужно решать две взаимоисключающие задачи: вязать противнику руки и при этом не ввязываться в борьбу.

Движения Эршибасу выполняются по широкой амплитуде, – точно так же, как в учебниках для младших классов пишут большими буквами.  Однако в бою она может быть существенно меньше. превращаясь в стремительный курсив, в котором одна буква переходит в другую. Удары и  захваты здесь взаимосвязаны настолько тесно, что одно переходит в другое практически без задержки.
И итоге борца -бьем, боксера – бросаем.
Одними и теми же движениями. Примеры того как таолу могут быть использованы в бою, мы видим у Джеки Чана – мастерство которого, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений и фильмы которого, несмотря на схожесть сценариев, мы можем пересматривать снова и снова)

При этом Мингхэ-цюань по своему строению и приоритетам ближе к борьбе, чем к боксу. Это объясняется спецификой его техники.
Так же как и в борьбе, основной дистанцией боя является ближняя. Изучение приемов идет не по одному, а комбинациями, – точно так же, как изучаются и броски: ведь не дробим же мы их на отдельные элементы?

Причина у этого та же самая – при таком дроблении пропадет инерция движения, как у вас, так и у вашего противника – а значит, вы не сможете ее использовать. Точно так же при отсутствии инерций вы не сможете предсказать, какое движение может совершить противник, а какое – нет.

Изучая стиль поприемно, вы будете знать только сами эти элементы. Тактика их соединения при этом остается за бортом вашего восприятия – вместе с теми  связями, которые были заложены в
вас мастерами основателями.  В итоге получится то что получается чаще всего: – вы будете ориентироваться на боксерскую тактику, возьмете ее за основу -как и поступает сегодня большинство тренеров и учеников.
Однако тактика -это такая штука -она определяет технику.. То есть, техника кунгфу или каратэ применяемая с боксерской тактикой, либо будет малоэффективно, либо редуцируется, упростится до того же самого базового набора максимально схожих с боксом элементов. Потоу что тактика и техника неразрывно связаны. Техника есть инструмент реализации тактики и таклика есть средство проявления техники.
Только в сочетании с “родной” тактикой технические элементы кунгфу смогут проявить себя в полной мере.
Работая чере таолу, мы не только держим прочную связь с традицией – мы эту самую традицию продолжаем и развиваем, наполняем реальной жизнью. А в ответ практика таолу дает нам все новые и новые варианты, – даже в базовых таолу, казалось бы, ставших уже привычными

Ю.Ю. Сенчуков

 

Leave a Reply