Тактический разбор Хэйан Сандан: Учи удэ укэ – хулиганский блок

Мы продолжаем наш тактический разбор ката каратэ с точки зрения Минхэ-цюань, – его великого  предка, стиля Кличущего журавля.
И первая техника, с которой мы встречаемся – это учи-удэ-уке, один из самых узнаваемых блоков каратэ. 

Для противников тренировки через ката, учи удэ уке – самый наглядный пример того, что “ката в бою бесполезны”.  Как можно начинать бой с защиты, да еще такой неудобной? Однако  вся проблема не в самой технике, а в том, что при отсутствии реальной практики элементов ката в бою связь ката с боем утрачивается. 

На примере и японского каратэ, и китайского кунг-фу мы не раз убеждались в том, что  стоит пройти буквально паре десятков лет наработки “ката ради ката”, как большинство не только спортсменов – но и даже инструкторов теряют представление о том как применяются базовые элементы. В этом случае начинается неминуемый процесс искажения техники в угоду внешней “красивости” – причем “красивости” с точки зрения человека несведущего, применения этих движений не знающего.

Именно это  и произошло с учи-удэ-уке ,который вполне по праву мог бы называться одной из визитных карточек каратэ.  Если, к примеру, специфическое положение рук при этом блоке похоже на оскорбительный жест – фу, так давайте его уберем, вдруг на трибунах дамы? 

Этот блок знает любой каратист. Учи-удэ-уке  присутствует практически в каждой ката, и занимает важное место в наработке кихон. Однако многие ли каратисты используют его в боевой практике? И часто ли?

Проблема в том, что в привычном, “классическом” виде этот блок весьма трудно применим. Он оставляет противнику слишком много открытостей, и если опытный каратист вполне сможет отбить таким блоком одиночный удар, то против серии такая попытка почти гарантированно закончится пропущенной атакой

В чем же причина? – Как всегда в небольших нюансах.

В положении рук, которое многим кажется неважным.

В работе ног, которую многие как всегда, не замечают.

Во всем том, что было выброшено из каратэ в процессе превращения из боевого искусства в спорт.

Изначально в традиционных стилях не было разницы между атаками и защитами.  То что вы сегодня считаете блоком, с которого странно начинать атаку, изначально было самой настоящей “дубиной народной войны”, способной одним хулиганским махом снести любую защиту и оставить противника беззащитным для дальнейших атак. Эта техника является одной из основных в таолу Эршибасу – одном из основных таолу стиля Минхэ, которое и сегодня изучается в каратэ под названием Нипайпо.

При правильном подходе учи удэ уке из неудобной и не слишком надежной “отбивалки прямых ударов” (в плечо все время попадают, не так ли?)  превращается в грозное оружие, способное не только защищаться, но и атаковать -при этом все возможные пути контратаки для противника будут надежно перекрыты.

Буквально несколько небольших деталей – и блок превращается в надежный способ начала боя, обеспечивающий безопасный подход к противнику. Своеобразный безотказный ход, надежный абордажный мост, закинутый на борт вражеского корабля. Не случайно же в южном кунг-фу блоки называют “мостами”

Чтобы искусство было живым, техника таолу, переданная нам предыдущими поколениями старинных мастеров ,должна реально работать. Она должна сохранять свой прикладной смысл, который изначально был единственным смыслом и замыслом старинных систем. Ученики должны учиться противостоять атакам противника именно с помощью техник ката, а не заменять их другими.

Особое внимание следует уделить тому, что техникам рук обязательно и всегда соответствует активная работа ног. Стойка – это не просто “каноническое положение”, это тоже приём, без которого то что вы делаете руками, сильно теряет в эффективности – а может и вообще не получиться. Только постоянное и согласованное взаимодействие рук и ног превращает ката из “брейкданса, который надо станцевать на очередной пояс”, в бесценный справочник техники и тактики.

Поэтом говоря что какая-то техника “не работает”, не спешите заменять ее тем что диктует сегодняшняя мода. Если какой-то прием или комбинацию нарабатывают все – то к ней и готовы все.
Помните об этом.
А в уличном бою вам не нужно соревнование – вам нужно просто выжить.
Нарабатывая же старинную технику, вы получите тайное оружие, о котором не знает никто. Это круче любых медалей.

С уважением
Юрий Сенчуков.

Leave a Reply