Эршибасу: сила простых движений

Во время бума кунгфу в нашей стране большинство школь старались поддерживать вокруг кунгфу мистический туман. Однако в старом Китае кунг-фу было предметом повседневной необходимости. Его изучали крестьяне, купцы, охранники и ремесленники – словом, простые люди. Причем обучались вполне быстро и успешно. За какие-то два-три года ученик превращался в опытного бойца. Способы обучения были надежны и просты и их основой были таолу.
Однако как и любую книгу, таолу надо было уметь читать.  Существовала ли какая то простейшая азбука, по которой можно было обучиться такому чтению?

Вот здесь и начинается самое интересное.
Таолу Эршибасу, 28 созвездий  – это шаолиньское кунг-фу, фактически сборка самых эффективных и применимых приемов. Эти приемы встречаются практически во всех стилях Юга. Они и являются той азбукой, которая позволит потом узнавать и просчитывать связки и комбинации в действиях противника – а стало быть, и эффективно противостоять им..

При этом Эршибасу включает в себя и все те действия, которые активно применяются и сегодня, в современных спортивных единоборствах. Однако современные спортсмены не привыкли читать “чужие” стили – и потому не видят их, считая “неэффективным” все ушу в целом.
Вот так, заранее- даже не пробуя. Так ведь “все говорят” – и этого достаточно.

Какой образ кунг-фу сложился у наших современников? Первое впечатление как правило берется из гонконгских “кунг- фу – фильмов”, которые в огромном количестве производились на рубеже 70-80 годов. Вычурные позы, непривычные движения, которые современный спортсмен при всем желании не может примерить на себя. Он считает их “малоэффективными” только по той причине, что не может представить себе ситуаций, в которых ему было бы выгодно двигаться так.

Однако реальное кунг-фу старого Шаолиня было предназначено для драки, и лишних элементов в себе не содержало. Низкие стойки применялись в основном для наработки силы ног, и в целях цигун – в бою же они встречались гораздо реже, только во время выпадов и бросков с глубоким подседом. Техники аналогичные боксу и муай-тай для бойца из Шаолиня вовсе не новость. Более того, в шаолиньском каноне, и в каноне Минхэ цюань, есть формы, где они являются чуть ли ни самыми первыми, с которых начинается обучение.

Смотрите сами:
Три простейших базовых движения – боковой, восходящий (апперкот) и прямой
– могут стать той  точкой, с которой может начаться взаимопонимание боксера и кунгфуиста, спортсмена и “традика”. Таолу Эршиба все состоит из таких простых движений. Однако применяются они не совсем привычным для современного спортсмена образом. Восходящее движение применяется и для защиты и для удара, боковое сметает в сторону руки противника, а если их нет – то голову; прямой довершает дело.

Комбинация заучивается до мозга костей, многими тысячами повторений. Скорость исполнения постепенно увеличивается, – и в итоге ученик к своему удивлению обнаруживает, что кроме этих трех движений и делать то, собственно ничего не надо. А уж тем более думать. Все уже обдумано и передумано на тренировках. В каждом кусте уже стоит по роялю. Да что там – по несколько роялей. Вы их сами туда ставили, – в поте лица. Даже и прям друг на друга громоздили. Все возможные рефлекторные ответы противника – а других на большой скорости быть не может – заранее проработаны, и на них заготовлены сокрушительные ответки.
При таких условиях бой длится секунду – две; особенно, если ты движешься вдвое быстрее противника, и он еще не успел начать бой, – а ты его уже закончил.

Итак, чем же отличается “бой по-шаолиньски” от современного спортивного поединка?

  • Первоочередной задачей является блокирование или повреждение конечностей противника. Ибо “глупо лезть в сокровищницу, пока жива охрана”.
  • Разницы между блоками и ударами нет. Фактически удары являются блоками, а блоки – ударами. Блоками атакуют, а не защищаются; привычными для нас ударами добивают, а не атакуют.
  • В отличие от привычных представлений о кунг-фу, в бою широко используется уклон и маневр, что освобождает руки для активных действий. Шаолинец в бою увертлив как обезьяна, гибок, как змея, легок, как журавль, коварен, как дракон, опасен, как тигр.
  • В отличие от привычных представлений о кунгфу, в нем нет статичных положений и отрывистых движений, – все это осталось в прошлом, на начальных этапах тренировки. Ну и еще в старых гонконгских боевичках.
  • Движения выполняются по широкой амплитуде – однако применяться могут на любой дистанции, без изменений. Шаолиньцу все равно, чем он собьет врага с ног- кулаком предплечьем, локтем или плечом. Да и врагу, собственно, тоже будет все равно.
  • Если дистанция невелика, удары могут превратиться в переводы и толчки – которые в реальном бою могут удивить вас своей неожиданной эффективностью.
  • Движения собраны в несколько универсальных комбинаций, пригодных как для атаки, так и для ответа на большинство возможных атак.
  • И все вот это надалбывается, заучивается и зазубривается до полной бессознательности. До тех пор, когда человек против любой атаки применяет одно и то же – и даже не замечает этого,
    Потому что заканчивает раньше, чем замечает.

При этом схема комбинаций выстроена так, что результат не зависит от того, каким именно стилем боя пользуется противник. Ситуацию формируете вы – а его руки будут вытеснены в сторону или перекрещены так, что свободы действий у  него практически не останется.

Такой подход решает сразу несколько проблем.

  • Не нужно никаких изменений по ходу комбинации – нужно просто делать “по учебнику” то, что наработано.
    Ведь наработано же? Если нет, – это ваши проблемы.
  • Не нужно больше ломать голову в попытках что либо “предвидеть” – важно лишь вовремя выйти на дистанцию удара и сделать первый ход.
    Все равно какой. Все равно куда. Все равно, как он ответит…
  • Вы начинаете бой на дистанции, которую противник еще считает безопасной. Когда он еще никак не может достать до вас. Он только поднимает руки. Он только принимает стойку. или даже – только еще собирается это сделать.
  • Если противник каким-то чудом защитился – не беда, “шаолиньская мельница” продолжает вертеться, крутя наработанную комбинацию и перемалывая все на своем пути.  Не этот – так другой. не другой  – так третий удар все равно пройдет.
    Удары не патроны, – сколько надо, столько и сделаем…
  • Если нельзя попасть в голову или торс, не беда – можно нанести мощный удар по руке. При набитых предплечьях он ничуть не уступает удару ломом.  Хороший удар в нужную точку по бицепсу или предплечью вырубает не хуже удара в челюсть. После двух-трех ударов люди начинают бояться ставить блоки – ну и что уж после этого…
  • Да и успей он закрыться – “блок по-шаолиньски” вобьет ему в голову защиту вместе с его рукой. Или снесет с ног – что тоже неплохо.
  • Финты против такой техники бесполезны. Для человека “работающего по учебнику”,  все равно, финт это или реальный удар. Если руки противника не будет в нужном месте, блок не встретит препятствия – и прилетит в челюсть. Если же рука там будет, противник получит удар в раскрывшуюся зону. Которую он не мог не раскрыть, когда начинал движение.
    Монастырский стиль богат такими “вилками”. Он весь на них построен. А журавль их усовершенствовал, пошел еще дальше.
    Для того ему и нужны одновременно ОБЕ руки впереди.

Не верите?
Ну, в лоу-кики верите? А ведь многие не верили. Причем совсем недавно.
Оказалось, что надо всего-навсего хорошо наработать простейший дуговой пинок. Только, на минуточку: оказалось ,что “хорошо”  – это чуть больше, чем все в то время считали достаточным.

Так и здесь. “достаточно наработанное движение” означает несколько больше, чем вы считаете достаточным сейчас. Можете почитать мемуары о тренировках китайских мастеров – и убедитесь сами.

Размашная техника сразу же “забирает” большую часть поля боя,  изначально навязывая противнику свои условия. Она особо эффективна в тех случаях, когда против вас работает несколько человек, и вы не имеете возможности концентрироваться на одном человеке, или долго “танцевать” перед кем-то,  выгадывая дистанцию и постреливая ничего не значащими тычками.  Здесь нужна именно жесткая рубка – и именно на жесткую рубку нацелен весь комплекс этой таолу и прилагающихся к ней упражнений.

В таком бою невозможно выиграть по очкам – техника действует лишь в том случае, если выполняется с максимальной силой. Противник должен быть покалечен – только тогда он не сможет прийти в себя и ударить в спину. Любая рука или нога, попавшая в эту мельницу, жестоко обламывается.

Зачастую после этого  по данному телу более никаких ударов наносить не требуется.

Все это, конечно же, требует большой выносливости и упорства – но у воинов-монахов с этим во все времена был порядок. Как и с силой. И неудивительно – практика Ба Бу Лиен по ощущениям занимающихся сравнима со становой тягой. Наработка Эршибасу – лишь продолжение уже начатой работы, но и она дает свои плоды. К тому же она дополняется работой с отягощениями и стальными кольцами. Причем, как мы видим, этих упражнений не чурались и женщины. Да впрочем, сегодняшние девушки в этом тоже мало уступают мужчинам. Самое время закрыть отставание и по линии кунг-фу.
Ведь вы этого достойны, не так ли?
В нашем видеокурсе вы увидите полный разбор формы Эршибасу.

С уважением

Ю.Ю.Сенчуков

 

 

 

Leave a Reply