Иккэн Хиссацу – истинный смысл “победы одним ударом”

Одной из самых обсуждаемых – и при этом нераскрытых тем в каратэ является феномен “иккэн хиссацу” – “победы одним ударом”. Высказывания современных мастеров на эту тему бывают весьма причудливыми, – но в общем все сводится к одной простой мысли: надо наработать такой удар, который в несколько раз превышает по силе обычный – и тогда он при попадании гарантированно искалечит или даже убьет противника. В воображении большинства людей возникает такая вот картинка – и это, конечно же, бодрит – и мотивирует к занятиям. Конечно, люди любят простые идеи и понятные ориентиры. По понятной логике упрощения, среди занимающихся периодически появляются высказывания, что “можно вообще знать один удар – и при этом быть мастером”. Но вот только ли в ударе дело? Явно не только. Ведь сильный удар в мире боевых искусств не являются чем то необычным. Не только каратисты, но и кунгфуисты, и тэквондоины показывают те же самые чудеса по разбиванию кирпичей и досок Ну а боксеры, занимаясь постановкой удара, кулаков не набивают и досок не ломают – но их удар не менее опасен. За счет чего? За счет правильно поставленного и наработанного движения.

Постановка удара – дело не одного дня, Вроде бы все просто: нужны силовые и “околачивание груш” или макивар. Однако силовые еще надо правильно подобрать -потому что вовсе не все они пойдут в этом случае вам на пользу. В каждом действии должен быть свой особенный рисунок, определенная двигательная программа. Любой прием, будь то удар или бросок, состоит из нескольких более мелких движений, двигательных элементов ,соединенных между собой особым способом, в особой последовательности. Важно всё: что движется первым, что следует, с какими временными интервалами, на какой фазе один элемент движения сочетается с другим – все имеет важность. И эти элементы не ограничиваются только движениями рук. Без правильной работы ног и корпуса сильный удар нанести не удастся, даже самым набитым кулаком. Не зря бойцы так насмешливо относятся к “мешкобоям”: ведь умение ударить по неподвижной и не защищающейся цели с привычной дистанции вовсе не означает, что такой же удар удастся нанести по движущемуся противнику. Этот удар вообще можно не дать нанести. Мастерство бойца состоит не только и не столько в самом ударе – с возрастом сила может уйти – сколько в правильно наработанной двигательной программе и в тех действиях, благодаря которым удар в итоге не только попадает в цель, но и обретает дополнительную мощь.

Все то, что “не удар”, зачастую остается вне поля зрения не только большинства зрителей – не только зрителей, но и даже самих участников боя. Мелькание перед глазами чужих рук, уклоны, непроизвольное закрывание глаз – а также пропущенные удары противника не очень то способствуют наблюдениям. Поэтому набор опыта в бою вовсе не такое простое дело. многие люди имеют многолетний опыт драк – но без специального обучения так и не открывают простейших секретов удара, которые находятся у них буквально перед самым носом. только очень опытный боец, в буквальном смысле платя за науку травмами и кровью, постепенно может выделить какие то закономерности и нюансы, незаметные на первый взгляд действия, от которых зависит успех его удара. В традиционном кунг-фу, из которого выросла традиция каратэ, техники обеспечения и наработка тактических схем имеют не менее важное значение, чем наработка самого удара. Действия же эти – как раз то самое “ушу-мушу” которое сегодня объявляется “ненужным и устаревшим”. Все эти непонятные движения и странные позы на самом деле должны выполняться не по воздуху за три метра от противника, а в непосредственном контакте с ним. Все они имеют имеют весьма практичное, четкое применение – и, оказавшись на своем месте, поражают своей продуманностью и эффективностью. При этом ” в работе” эти движения зачастую не имеют узнаваемых, картинных фиксаций, не сопровождаются громкими выкриками – словом, ничего того, что мы привыкли видеть на соревнованиях по ката каратэ или гимнастике ушу, в них нет. Они и должны быть невзрачны и незаметны – ведь, чтобы противник им не противодействовал, и не свел на нет все ваши приготовления, он тоже не должен их заметить. Однако в итоге именно они определяют победу. Именно они должны поставить противника в такое положение, в котором ваш удар будет наиболее эффективным. В котором он защититься не то “не должен успеть” – он вообще не должен иметь такой возможности. Более того – при правильной подготовке непроизвольные реакции и движения противника существенно усиливают удар,, используя силу противника против него самого. И пусть это положение принимается всего лишь на долю секунды, – если его не будет, удар не сработает. Поэтому каждому “единственному удару” на самом деле предшествует процесс подготовки, состоящий из странных, “ватных” движений плечами и корпусом, и мелких скрытых от глаз стороннего наблюдателя доворотов кистей и ступней. А удар – да, он при таком подходе действительно может быть один. Но этот единственный удар, скорее всего является финальным аккордом, которым мастер ставит точку в длинной комбинации подготовительных действий.

Leave a Reply